Пайка полипропиленовых труб своими руками (инструкция с фото)

Как паять полипропиленовые трубы правильно – инструкция по шагам

Пластиковые водопроводы из полипропилена все более популярны, в том числе и потому, что технология монтажа очень проста и доступна для самостоятельного исполнения.

Но для этого нужно знать, как правильно паять полипропиленовые трубы, ведь это основная операция, определяющая долговечность всей системы.

Монтаж пластиковых труб внутренней разводки представляет собой довольно простой, но достаточно трудоемкий процесс, поэтому, прежде всего, нужно понять, как правильно паять полипропилен.

Свойства полипропилена

Один из многочисленных материалов из семейства пластиков – полипропилен – это продукт полимеризации двух газов: этилен и пропилена, смешанных в определенной пропорции. В результате получаются гранулы, из которых экструзионным способом получаются различные изделия.

Изделия для водоснабжения производятся из пластика сорта PPR, имеющего следующие характеристики:

  • рабочий диапазон температур от -10 до +90 градусов;
  • плавление пластика начинается при 149 градусах;
  • номинальное давление от 1,5 до 2,5 атмосфер.

Приведенные параметры подходят для холодного водопровода, но потребности в характеристиках более широкого спектра очевидны. Поэтому для их усиления предпринимаются определенные технологические приемы.

Одним из них является армирование стенок стекловолокном или алюминием. Для этого поверх готовой трубы накладывается слой нитей из стекловолокна или алюминиевой фольги, а затем наносится еще один слой полипропилена.

Такая конструкция позволяет получать полипропиленовые трубы, пригодные даже для использования в системах отопления и горячего водоснабжения.

Кардинальным способом армирования полипропиленовых изделий является установка металлического слоя. Для этого используется алюминиевая фольга в виде полосы.

Она по винтовой линии наматывается на заготовку по слою клея, поверх металлической фольги наносится второй клеевой слой. Наружная обечайка изготавливается из того же полипропилена.

Такие продукты пригодны для использования в водопроводах с повышенным давлением до 6 атмосфер.

Какие полипропиленовые изделия выбрать

Для мало напорных сетей холодного водоснабжения наиболее практичными являются изделия PN16. Они легко выдерживают давление до 2 атмосфер при температуре до +40 градусов. Этого вполне достаточно, чтобы выдержать нагрузки водопровода в частном доме или поливочной системы в теплице или на огороде.

Более устойчивы к различным воздействиям полипропиленовые изделия марки PN20, которые считаются универсальными и могут быть использованы, в том числе, и для отопления с температурой теплоносителя до 95 градусов.

Но наиболее надежны в любых водопроводах трубы марки PN25, армированные алюминием или стекловолокном.

Оборудование для монтажа полипропилена

Полипропиленовые водопроводы имеют свои особенности в части технологии сборки, определяемые свойствами исходного материала. Перед тем, как паять трубы из полипропилена, необходимо приобрести специальный инструмент для этого.

Набор его не очень обширен, но в нем имеются некоторые приспособления, которые используется только для этого процесса:

Ножницы для резки полипропиленовых изделий. Они нужны для того, чтобы обеспечить строго перпендикулярный рез. Если в месте сопряжения при пайке образуется зазор, возникает вероятность нарушения герметичности соединения.

Шайвер – приспособление для зачистки поверхности изделий перед пайкой. Без этого приспособления вообще невозможна пайка полипропиленовых труб, армированных любыми материалами. Дело в том, что пайка полиэтилена это диффузионный процесс, при котором происходит взаимное проникновение расплавленного материала.

Естественно, что алюминий или стекловолокно для этой цели непригодны. Используя этот инструмент можно также снять фаску под углом 45 градусов на торцах соединяемых деталей для облегчения стыковки в процессе пайки.

Конструктивных решений для этого приспособления множество, поэтому при покупке инструмента широкий выбор обеспечен.

Паяльник. Основное средство, используемое при пайке полипропиленовых водопроводов. Основой его является пластина, на которую крепятся сменные втулки различных размеров. Эти насадки парные – одна для фитинга, вторая для трубы.

Соединяемые детали устанавливаются на сменный инструмент. Включение производится на рукоятке аппарата, там же установлен регулятор температуры. Время нагрева сопрягаемых деталей составляет от 6 секунд и более.

Рекомендации по этому параметру приводятся в паспорте паяльника. Разогретые до плавления детали состыковываются и удерживаются в течение времени до 30 секунд. За это время материал остывает до затвердения.

Обычно в комплект инструмента включается также отвертка для установки сменного инструмента, маркер для разметки, рулетка для выполнения измерений.

Подготовка к монтажу водопровода из полипропиленовых труб

Можно с уверенностью сказать, что качественная подготовка к сборке разводки во многом определяет ее работоспособность и долговечность.

Пайка полипропиленовых труб своими руками подробная инструкция

Полипропиленовые трубы выдерживают высокое давление, температуру, легко монтируются и служат более 50 лет. Для соединения звеньев трубопровода проводится пайка полипропиленовых труб при помощи сварочного аппарата. Чтобы стыки были герметичными и прочными, нужно соблюдать некоторые рекомендации.

Виды ППР-труб

Полипропилен относится к группе термопластов. При нагревании до температур, ниже предела текучести, полимер переходит в вязкоэластичное состояние. Оно обратимо, поэтому материал при охлаждении снова становится твердым. Это свойство используется при сварке ППР.

Промышленность выпускает трубы диаметром от 10 до 1600 мм с толщиной стенки 2-61 мм. Для бытовых нужд применяют преимущественно сечения от 16 до 110 мм.

Трубный ассортимент изготавливают из разновидностей полипропилена:

  • монополимера РР;
  • блок-сополимеров РР-Н, РР-В;
  • рандом-сополимера РР-R.

Различия между ними заключаются в строении полимерных цепочек и структуре межмолекулярных связей.

Изделия из ППР обладают необходимой прочностью и химической стойкостью, но достаточно высоким термическим расширением. При нагреве на 50 °С труба длиной 10 м удлиняется на 60 мм.

Чтобы уменьшить деформации, проводится армирование полипропилена стекловолокном или алюминиевой фольгой. Наибольшее распространение такие материалы получили в системах низко- или высокотемпературного отопления, где среда испытывает значительные колебания температуры.

В маркировке продукции содержится информация об изготовителе, типе и диаметре трубы, толщине стенки, классе эксплуатации, номинальном рабочем давлении. Дополнительно может быть указан номер российского или международного стандарта.

Область применения труб определяется рабочим давлением:

  • PN10, PN16 — для холодного водоснабжения;
  • PN20 — для холодного и горячего водоснабжения;
  • PN25 — для отопления.

О назначении может сказать цвет пластика:

  • белый и серый — для внутреннего холодного или горячего водопровода, отопления;
  • черный —для наружных систем;
  • зеленый — для полива, холодных трубопроводов небольшой протяженности.
Читайте также:  Неисправности стиральных машин: инструкции по ремонту стиралки своими руками

Особенности монтажа

Пайка полипропиленовых труб ведется с помощью тепловой контактной или электроимпульсной сварки. Термопластичный полимер на соединяемых участках при нагреве размягчается, а при затвердевании образует монолитный стык. Узлы являются неразборными.

Для тепловой сварки используется специальный паяльник с греющими насадками различного диаметра. Оптимальная температура пайки полипропиленовых труб 260-300°С. При сборке системы рекомендуется применять изделия одного производителя, что гарантирует совместимость труб и фитингов по диаметру и химическому составу.

При монтаже используются:

  • муфты, тройники, углы, переходники, отводы, обводы из ППР;
  • комбинированные изделия для соединения с металлом;
  • шаровые краны;
  • обратные клапаны;
  • фильтры;
  • водорозетки.

К стене трубопровод крепится с помощью кронштейнов, хомутов, опор.

Устройство и принцип работы ручного паяльника для ППР

Сварочный аппарат для пайки полипропиленовых труб помогает быстро и качественно смонтировать систему водоснабжения, отопления, дренажа или полива. Инструмент состоит из корпуса с ручкой, металлической платформы («утюга», цилиндра) для крепления насадок и подставки.

Прибор работает от сети 220 В, потребляемая мощность 600-2000 Вт. Температура нагрева задается терморегулятором в пределах 50-300°С. Определить готовность к работе можно по светящимся индикаторам. В платформе предусмотрены отверстия под насадки для трубопроводов наиболее распространенных диаметров 20, 25, 32 мм. В некоторых моделях комплектация расширена до 40, 50 или 63 мм.

Насадки устанавливаются попарно — гильза предназначена для разогрева участка трубы, дорн для раструба муфты или корпуса арматуры. Покрытие может быть стальным или тефлоновым. В отличие от металла полимерный материал обладает низкой адгезией, намного лучше очищается от пластикового припоя.

В штырьевых паяльниках используются колодочные насадки. Они состоят из двух частей и закрепляются к нагревателю болтами. Такие сварочные аппараты применяют для пайки в труднодоступных местах.

Как правильно паять полипропиленовые трубы согласно инструкции:

  1. Установить нужные насадки.
  2. Прибор включить в сеть.
  3. Задать требуемую температуру с помощью терморегулятора.
  4. Дождаться сигнала индикатора.
  5. Надеть трубу на одну насадку, фитинг на другую.
  6. Выждать время, указанное в таблице инструкции.
  7. Снять нагретые элементы, соединить, прижать без усилия.
  8. Дать остыть в течение нескольких минут.

Некоторые производители укомплектовывают прибор металлическим кейсом для хранения и переноски, ножницами для резки полипропиленовых труб, защитными перчатками. Электроинструмент доступен по цене и прост в применении, что сделало его популярным как у профессионалов, так и домашних мастеров.

Пайка неармированных труб

Сваривать ППР-трубы рекомендуется при температуре воздуха не ниже +5°С, так как на морозе пластик становится хрупким. Для монтажа понадобятся фитинги, паяльник, шестигранник для закручивания насадок, ножницы, рулетка, карандаш, перчатки. Насадки больших диаметров устанавливают ближе к основанию, меньшие — к краю нагревательной платформы.

На терморегуляторе выставляют температуру в диапазоне 240-280°С. После отключения контрольного индикатора можно приступать к пайке.

Резка

Труба перед свариванием должна быть подготовлена. Ее нарезают на участки согласно схеме трубопровода заранее или непосредственно при монтаже. Для резки используют специальные ножницы по полипропилену, дающие ровный рез.

Ножницы могут быть различной конструкции — с обратной пружиной, храповым или роликовым механизмом, электроприводом. Широкое основание позволяет установить трубу правильно по отношению к режущей части.

Допускается применение ножовок по металлу. Для получения качественного среза инструмент нужно держать строго перпендикулярно оси трубы.

Снятие фаски

По технологии монтажа полипропиленовых трубопроводов требуется снять с торцов фаску глубиной 1 мм под углом 30°. Этой операцией часто пренебрегают, считая, что она не нужна. Тем не менее, благодаря срезанию лишнего объема и формированию утонченного окончания трубы соединение в нагретом виде намного легче собирается и меньше деформируется. Расплавленный материал не продавливается в просвет и не снижает его площадь.

Фаску можно снять строительным ножом, специальным точильным станком или самодельным устройством с режущим лезвием.

Видео как снять фаску у алюминевых и неалюминевых труб

Очищение и обезжиривание

Снятие пыли, загрязнений и жира производится ветошью, смоченной ацетоном. Эта мера способствует более равномерной диффузии между разогретыми границами трубы и фитинга, увеличивает срок службы узла.

Разметка

Если достаточного опыта сварки нет, рекомендуется сделать предварительную разметку. Для этого на торце трубы отмеряют расстояние, равное глубине раструба фитинга плюс 2 мм, и ставят карандашом отметку. Можно установить ограничительный хомут.

Рекомендуемые расстояния до риски в зависимости от диаметра трубы:

Если фронт работы большой, удобно пользоваться самодельным шаблоном.

Прогрев и соединение

Время нагрева насадок зависит от толщины стенки трубы. Чем она больше, тем дольше должно быть температурное воздействие. Рекомендуемые производителями величины указываются в инструкции к сварочному аппарату.

Трубу насаживают на разогретую гильзу до ограничительной метки, а фитинг — на дорн. Через несколько секунд детали аккуратно снимают, соединяют с небольшим усилием, выдерживают технологическую паузу и охлаждают естественным путем без механический воздействий. После каждого применения насадки очищают от остатков налипшего материала.

Превышать время нагрева не рекомендуется. В результате полипропилен становится слишком вязким и образует наплывы, которые могут сузить просвет и нарушить проходимость соединения.

Нельзя допускать несоосности аппарата и деталей при сварке. На участках длиной более 2 м нужно подложить подставки. Сложные звенья лучше заранее спаять на горизонтальной площадке — полу или столе, а затем уже вварить готовый узел в трубопровод.

Как паять полипропиленовые трубы с армированием

Армирующий слой, уменьшающий температурные деформации, изготавливается из алюминиевой фольги или стекловолокна. Он может располагаться на внешней поверхности или в толще стенки. Трубы, армированные стекловолокном, сваривают аналогично обычным полипропиленовым. Стеклянные нити не препятствуют диффузии материалов, при отвердении структура не меняется.

Фольга при сварке создает непроницаемый барьер для смешивания молекул полимера, поэтому металл предварительно удаляют на глубину стыка. Для этого применяют специальные ручные зачистки или насадки на перфоратор.

Зачистки работают по принципу точилки для карандашей. Они срезают верхний слой полипропилена и металл. На поверхности после обработки не должны остаться частицы фольги. Дальше пайка проводится обычным способом с подбором соответствующих фитингов.

Читайте также:  Навес для двух автомобилей: размеры и устройство, как сделать своими руками

Как паять полипропиленовые трубы в труднодоступных местах

Часто бывает, что к соединению сложно добраться даже с компактным ручным паяльником. Это участки под потолком, в углах, нишах или места с близко расположенным сантехническим оборудованием. В этом случае применяются следующие способы сварки:

    Сложный узел сначала собирают отдельно, затем приваривают к трубе в удобном месте.

  • Нагревают последовательно прямую и ответную часть с минимальным промежутком времени и быстро соединяют, чтобы детали не успели остыть.
  • Используют одновременно 2 комплекта насадок, устанавливая их в нагреватель зеркально. При этом одна из веток не должна быть жестко закрепленной.
  • Предварительно разогретые на штырьевом паяльнике насадки слегка откручивают, снимают и расплавляют ими соединяемые участки.
  • Поскольку сварку нужно проводить быстро, для работы в труднодоступных местах не обойтись без помощника.

    Гидравлические испытания

    Качественные соединения при внешнем осмотре не имеют несоосности более 5°, складок, трещин или других дефектов. По кромке раструба должен образоваться валик, выступающий за торец трубы. Если он неоднородный или слоистый, при сварке был нарушен температурный режим или в стык попала грязь.

    Гидравлические испытания проводят при давлении, превышающем максимально допустимое в 1,5 раз. Так для трубопровода с РМ 25 атм. это 40 атм. Время нагнетания 30 мин.

    Через 10 и 20 минутах давление снижают, проверяют соединения на герметичность. Затем давление повторно повышают. Если обнаружены утечки и потеря по манометру более 0,2 бар, участок трубопровода с дефектами нуждается в замене. Если вы нанимаете специалиста, стоимость пайки полипропиленовых труб будет выше, чем при самостоятельном монтаже. Зато вы на 100% сможете избежать протечек из-за некачественных стыков и, следовательно, сэкономите на переделках.

    Техника безопасности при пайке труб

    Чтобы не нанести вред своему здоровью, при сварке полимеров нужно соблюдать правила:

    • Организовать в помещении хорошую вентиляцию.
    • Надевать рукавицы для предотвращения ожогов.
    • Не держать рядом с рабочим местом горючие материалы и жидкости.
    • Выполнять правила обращения с электроинструментом.

    Желательно иметь поблизости аптечку для оказания первой помощи.

    Как не допустить ошибок

    Качеству сварки может навредить несоблюдение технологии. Чтобы не пришлось заменять отдельные участки или весь трубопровод, рекомендуется:

    • не работать при низких температурах воздуха;
    • не превышать время нагрева;
    • не крутить детали соединения, снимая с насадок;
    • не применять излишних усилий при стыковании;
    • не использовать насадки с поврежденным покрытием;
    • очищать и обезжиривать поверхности;
    • не сваривать металлический трубопровод рядом с фитингом из ППР, который при нагреве может расплавиться.

    Видеоинструкция по монтажу полипропиленовых труб

    Заключение

    Пайка полипропиленовых труб своими руками проводится с помощью компактного сварочного аппарата. Для получения качественных соединений нужно использовать комплектующие одного производителя. При строгом соблюдении технологии стыки будут герметичными, прослужат не менее срока эксплуатации самого трубопровода.

    Пайка полипропиленовых труб. Полезные советы и инструкция

    Частное жилье, квартира и дом обустраиваются посредством применения инженерных коммуникаций. Проблема монтажа, реконструкции и ремонта на каждом из объектов требует ремонта или прокладывания системы водопровода и отопления. Современные технологии предложили владельцам объектов и специалистам по монтажу альтернативное, более бюджетное и удобное решение — трубы из полипропилена. Правильный монтаж определяет, что контуры отопления и водопровод не уступают другим вариантам по эксплуатационным свойствам. По отдельным параметрам присутствует существенно превосходство полипропиленовых конструкций над стальными. Сам процесс выполнения пайки труб не представляет сложности, не требует профессиональных знаний и особенных навыков. Он рассмотрен в инструкции, представленной ниже.

    Трубы отличаются между собой

    Перед началом описания инструкции по монтажу требуется дать определение материалам, разновидностям и сфере применения. Выбор труб по принципу цены или наличия в строительном магазине недопустим. Неправильный выбор чреват возникновением трудностей после монтажа. Они могут заключаться в возникновении протечек, трещинах и деформации. Это приводит к необходимости переделывать систему, нести дополнительные затраты.

    Гидравлические расчеты определяют размерную сетку для труб. Коммуникации отличаются между собой и требуют разного диаметра трубы. Линейка диаметров составляет от 16 до 110 мм обеспечивает практически все варианты и потребности монтажа. Практика показывает, что потребности квартиры удовлетворяются трубами диаметром до 50 мм, исключения бывают редко. Трубы большего диаметра магистральные. Они требуют особенного подхода к монтажу и редко встречаются в работе домашнего мастера.

    Трубы полипропиленовые отличаются между собой по цветовым решениям. Оттенки и разновидности труб по цвету никак не связаны с эксплуатационными характеристиками и ни на что не влияют. Их не стоит принимать во внимание. Это стандартное решение производителей, помогающее им сделать продукцию более броской и яркой на общем фоне. Единственная возможность выбрать трубу с определенным цветом и задачей — приобрести белое изделие для отопления. Цвет обеспечивает возможность вписаться в любой интерьер.

    Если на трубе присутствуют цветные полосы, то они будут нести информационную нагрузку, понятную для всех. Синяя полоса говорит о применении изделия для потребностей холодного водоснабжения. Красная полоса говорит о предназначении выдерживать высокие температуры в процессе эксплуатирования. Маркировка цветом приблизительная и несет минимальную информационную нагрузку. Отдельные разновидности изделий не обременены даже такой маркировкой. Линия на трубах помогает определить нагрузку, свойства и становится ориентиром при стыковке на швах. Линия — удобный ориентир при монтаже.

    Буквенно-цифровая маркировка несет основную часть информации. Искать ее нужно на внешней стенке изделия. Здесь стоит проявить особую внимательность и вникнуть в написанное производителем.

    Полипропиленовая труба имеет обозначение PPR, принятое в качестве международной маркировки полипропилена. Обозначения РРRC, РР-В, РР-Н, РР-3 и другие встречаются при указании разновидности материала. Для удобства пользователя предусмотрена другая система маркировки, учитывающая тип, давление жидкости, перекачиваемые температуры. На практике применяется четыре типа труб: PN-10, PN-25, PN-16 и PN-20. От цифры зависят эксплуатационные свойства трубы и максимальная температура использования. PN-25 применяется для потребностей отопления и выдерживает температуру 95 градусов.

    Эксплуатационные свойства имеют прямую зависимости от толщины стенок трубы. Толстые стенки могут выдержать большую температуру и высокое давление.

    Читайте также:  Ремонт бетонных поверхностей и конструкций своими руками: материалы и инструменты (видео)

    Полипропилен при своих плюсах имеет существенный недостаток — при перегреве наблюдается существенное линейное расширение. Трубы холодного водопровода, находящиеся внутри здания, не чувствуют на себе отрицательного влияния фактора расширения. Трубы горячего водоснабжения могут более существенно ощущать проблему, испытывать деформацию, появление напряжения внутри конструкции, провисание длинных участков.

    Армирование полипропиленовых труб применяется для снижения влияния температурного расширения. Армируют стеклопластиком и алюминием. Армирующий пояс из стеклопластика располагается по центру толщины стенки трубы, не влияет на пайку.

    Алюминиевое армирование делится на два типа. При первом слой фольги располагается в рядом с внешней стенкой изделия. Альтернативный вариант предусматривает прохождение слоя алюминия по центру. Оба типа отличаются по особенностям монтажа и конструкции.

    Оба варианта армирования позволяют добиться существенного снижения уровня расширения труб при нагреве. Слой армирующего материала становится барьером против диффузии (проникновения кислорода через поверхность трубы внутри нее).

    Проникновение кислородных молекул и их попадание в воду внутрь трубы вызывает ряд отрицательных последствий: существенное повышение газообразования, возникновение процессов коррозии, что очень опасно для котельного оборудования. Надежный армирующий слой существенно снижает отрицательное воздействие на трубы и коммуникации в целом. Трубы с армированием получили широкое применение в отопительных системах. Трубы для водопровода выбирают со стандартным стеклопластиковым армированием, не оказывающим на диффузию значимого эффекта и влияния.

    Трубы реализуются отрезками стандартного размера по 2 м и 4 м. Торговые точки режут трубы кратно 1 метру. К трубам добавляются специальные комплектующие: резьбовые фитинги для перехода на другой тип труб, заглушки, муфты, компенсаторы, обводные петли и т.д.

    Разнообразие конструкционных элементов и расходных материалов позволяет подобрать варианты для сборки системы любого уровня сложности. Расходники и детали стоят недорого, что позволяет сделать приобретение с нужным запасом для монтажа и использования.

    Методы соединения труб из полипропилена

    Полипропилен представляет собой термопластичный полимер. Структура материала поддается изменениям в процессе нагрева (пайки, сварки) — размягчается под воздействием высокой температуры. Два нагретых до одинаковой температуры фрагмента проходят процесс диффузии. Остывание предварительно нагретых частей изделия не меняет его свойств. При правильном нагреве и соединении обеспечивается создание монолитного узла.

    На приеме нагрева основываются особенности технологий соединения полипропиленовых труб в одну систему. Метод получил название полифузной сварки. Проводится муфтовым или стыковым способом.

    При монтаже применяется сама труба и муфта, диаметр которой меньше диаметра трубы. В нормальных условиях стыковка обоих элементов невозможна. В качестве муфты может выступать монтажный участок тройника, крана, отвода, резьбового винта и прочих комплектующих.

    Процесс пайки полипропиленовых труб подразумевает одновременное насаживание обоих элементов на нагревательный элемент сварочного аппарата. На сам рабочий нагреватель заранее соосно вмонтирована пара нужного диаметра, состоящая из муфты на металлической базе, куда будет вставляться труба, и специального дорна для одевания соединительного элемента. При пайке образуется пояс расплавленного полипропилена, примерно равный по ширине и глубине. Важной особенностью монтажа является правильное выставление температуры. Нельзя допустить расплавление труб по всему диаметру. Трубы снимаются с нагревательного элемента и с усилием, соосно соединяются вместе. Расплавленный полипропилен прослужит соединительным элементом и уплотнителем, благодаря которому меньшая муфта будет надежно заходить в трубу и обеспечивать плотное соединение на всю длину места прогрева.

    Важным отличием альтернативного способа пайки полипропиленовых труб является обязательная стыковка одинаковых по диаметру деталей. Первым шагом считается точная подгонка торцов для последующего стыкования. Трубы с обеих сторон с силой прижимаются к торцевателю. После фиксации на место торцевателя укладывается нагревательный элемент плоской формы. По мере нагревания обе трубы будут равномерно расплавляться. Далее трубы сжимаются для обеспечения полифузии. Сжатие проводится с усилием. По мере остывания происходит полимеризация материала и создается надежный шов на месте стыка. Условия, нужные для такого монтажа, достигаются только при наличии специального оборудования. Оно обеспечить равномерный нагрев и стыкование.

    Процесс сварки ППР труб

    Залог успеха состоит в выполнении максимального количества узлов в одной позиции на верстаке. Лучше проводить работы по пайке ппр труб с помощником, ведь при самостоятельном монтаже просто допустить ошибку.

    Подготовка паяльного аппарата

    На нагреватель надевают и затягивают специальными винтами рабочие пары — дорны и муфты. Диаметры подбираются под рабочие нужды. Если подразумевается работа с одним типом трубы, то достаточно одеть одну пару, максимально близко расположенную к концу нагревателя.

    Важно! Работать удобнее при условии надежной фиксации аппарата на рабочей поверхности верстака. Хорошо, если конструкция предусматривает винт для крепления на краю столешницы. Если такой возможности нет, то можно привинтить аппарат к поверхности саморезами. Для такой фиксации должна быть специальная поверхность.

    Для работы с полипропиленом требуется включить на паяльнике температуру в 260 градусов. Температура одинаковая для всех труб. Изменяется только время прогрева.

    Следует смотреть за тем, чтобы была достигнута рабочая температура. Для этого нужно просматривать средства индикации, доступные на конкретном аппарате.

    Важно! Перед соединением и нагревом обязательно следует очистить места соединения от пыли и грязи, а также провести обезжиривание.

    Разметка соединения

    Следующим шагом является разметка соединения. Требуется отмерить длину пояса провара и сделать пометку карандашом или маркером. Это будет место, по которое труба будет введена в нагревательную муфту. Для каждого диаметра устанавливается свой показатель, и ему нужно следовать. При необходимости наносится дополнительная метка, если имеет значение взаимное расположение деталей для сопряжения.

    Соединение труб

    Далее помеченные элементы труб одновременно вводят в муфту паяльника, а элемент соединения устанавливается в дорн. Труба должна быть введена до отметки, элемент соединения — до упора.

    После установки элементов начинает вестись отсчет времени прогрева, зависящего от диаметра трубы, и ему обязательно надо следовать.

    В конце времени прогрева детали также одновременно снимают. У мастера есть секунды для их соединения и придания правильного положения. Детали с усилием заводятся друг в друга. Легкая корректировка допускается в первые 1-2 секунды. Детали удерживаются без изменения положения все время, отведенное на фиксацию.

    Читайте также:  Самостоятельная установка раздвижной межкомнатной двери-гармошки

    Готовый узел не должен использоваться и испытывать нагрузки все время, предусмотренное для полимеризации полипропилена.

    Перед первой пайкой полипропиленовых труб рекомендуется купить соединительные элементы и трубы для тренировки. При успешной пайке образовывается буртик в 1 мм, не портящий внешнего вида изделия.

    Пайка полипропиленовых труб своими руками: правила монтажа, советы, ошибки

    Старые трубы, отслужившие свой век, рано или поздно приходится менять каждому хозяину. Одними из достойных противников массивным чугунным или металлическим изделиям не так давно стали легкие и надежные полипропиленовые трубы. Не самая последняя причина популярности данного материала — возможность самостоятельного монтажа. Пайка полипропиленовых труб своими руками не настолько сложна, чтобы домашний мастер не мог с ней справиться в одиночку, однако каждая работа требует как своего инструмента, так и определенных знаний. Понимание того, с чем придется столкнуться на практике, поможет избежать многих ошибок, неизбежно подкарауливающих каждого новичка.

    Свойства и разновидности труб

    Полипропилен (PP, ПП) — продукт полимеризации пропилена — твердое белое вещество. Чтобы придать ему цвет, в материал специальные органические красители, пигменты. В промышленности используют полипропилен (гомополимер), имеющий изотактическую структуру, которую отличает твердость, морозо- и термостойкость, повышенная прочность, устойчивость против агрессивных реагентов.

    Трубы для водоснабжения производят из первичного полипропилена PPR третьего типа. Материалы в состоянии:

    • выдерживать высокое давление (10-25 атмосфер);
    • быть надежными в эксплуатации более 50 лет;
    • противостоять температуре до +95° (трубы для ГВС).

    Есть у полипропилена один существенный недостаток — линейное расширение при нагревании. Он приводит к провисанию этих пластиковых трубопроводов ГВС. Для снижения риска деформации, увеличения прочности данные изделия усиливают армированием (стекловолокно, алюминиевая фольга) — внешним или внутренним. Такая защита позволяет использовать полипропиленовые трубы не только для водопроводов, но и в системах отопления.

    Минус алюминиевого армирования — сложности, возникающие у домашнего мастера в процессе монтажа: как внешний, так и внутренний пояс металла требует разного подхода к пайке трубопровода.

    Марки труб

    Сейчас выпускают несколько разновидностей изделий, все они в некоторой степени отличаются свойствами, характеристиками, а значит, предназначением. Существует 4 марки, цифры означают максимальное значение давления (атмосферы), которые они способны выдерживать.

    1. PN 10. Материал, имеющий самую бюджетную стоимость. Объясняется она не слишком выдающимися характеристиками. Приобретают эти трубы для холодного водоснабжения, в исключительных случаях — для монтажа подводки к контурам систем «теплого пола», если максимальная температура не будет превышать 45°.
    2. PN 16. Это самые популярные трубы для холодного водоснабжения с высоким давлением, а также для низкотемпературного отопления, так как максимально допустимая температура составляет 60°.
    3. PN 20. Универсальный материал, который можно использовать для холодного или горячего водоснабжения, а также в автономных отопительных системах, где нет опасности гидроударов. Марка Gf-PPR PN 20 имеет стекловолоконное армирование. Температура теплоносителя не должна подниматься выше 80°.
    4. PN 25. Это самые прочные трубы, которые можно использовать для холодного либо горячего водоснабжения, в домах (квартирах) с любой системой отопления. Для марки Al-PPR PN 25 характерно внешнее армирование алюминием, для PERT-Al-PPR PN 25 — внутреннее. Максимальная температура — 90-95°.

    Меньшая температурная деформация (в три-пять раз) армированных моделей — причина, по которой их рекомендуют для прокладки труб ГВС. Последние полипропиленовые изделия (PN 25) чаще покупают для монтажа отопительных систем, а также для подключения таких трубопроводов к металлическим.

    Способы соединения полипропилена

    Этот полимер термопластичен: при нагревании он быстро размягчается. Когда одновременно и равномерно разогреваются две детали, молекулы вещества приникают друг в друга. Это называется полифузией. После того как соединенные материалы остывают, их технические характеристики совершенно не меняются, поэтому при качественно проведенной работе узел получается крепким, монолитным.

    Такой способ соединения элементов трубопровода называют полифузной сваркой. Так же часто встречается определение «пайка». Оба слова обозначают один и тот же процесс, разницы между двумя понятиями не существует. Обычно на практике используют два метода стыковки деталей — муфтовый и прямой.

    Муфтовая сварка

    Этот способ более популярен по простым причинам — он доступен, прост, необходим всегда. Для соединения двух элементов — участка трубы и муфты (тройника, крана, фитинга с резьбой и т. п.), имеющей внутренний диаметр меньше, чем наружный у трубы.

    На нагревательный прибор в этом случае устанавливают металлические насадки (муфту и дорн) под трубу и необходимый для соединения элемент. После получения оптимального нагрева обе детали снимают с инструмента и сразу соединяют.

    Прямой (стыковой) метод

    Это способ предполагает простую стыковку элементов одинакового диаметра торцами. Их нагревают, а затем быстро соединяют. На первый взгляд, кажется, что такая операция совсем элементарна, не это совсем не так. Технология эта чаще используется в промышленности.

    Метод сложен, особенно в домашних условиях, так как требуется соблюсти соостность соединения, идеальную по точности. Еще одна ахиллесова пята стыкового способа — ненадежность, поэтому популярность его среди домашних мастеров невелика.

    Холодная пайка (сварка)

    Такой метод нельзя назвать грозным конкурентом горячих видов соединения. На полипропиленовые трубы наносят клей, активным компонентом которого является сильный растворитель. Когда он размягчает соединяемые участки, их вставляют друг в друга.

    Огромный недостаток — отсутствие гарантии герметичности, прочности труб. Еще один минус — длительное высыхание «сваренных» элементов: нужны как минимум сутки. Поэтому данный метод не нашел большой армии сторонников. Его «законная» ниша — трубы из ПВХ.

    Самый надежный (и нужный) способ в домашних условиях — муфтовая сварка. Именно о ней и пойдет дальнейшее повествование.

    Паяльные инструменты, материалы

    Сварочный аппарат (паяльник) — предмет первой необходимости. Основа бытовых нагревательных приборов — плоский массивный элемент, предназначенный для установки насадок (металлических болванок — комплектов «муфта-дорн») различного диаметра, количество их — 2-3.

    Паяльники для полипропиленовых труб бывают двух типов: с цилиндрической и с плоской нагревательной поверхностью. Цена последних устройств не слишком велика, а для разовых работ они вполне подходят. Аппараты с цилиндрической поверхностью — инструменты профессиональные, их используют для монтажа в труднодоступных местах.

    Читайте также:  Паркет для гостиной: преимущества, особенности его выбора и характеристики

    Некоторые из моделей оснащают термостатами для поддержания оптимальной температуры, это будет «платным бонусом» для любого мастера. Если покупать аппарат большого смысла нет, то прибор можно арендовать.

    Кроме устройства для пайки мастеру понадобятся:

    • ножницы — труборез для полипропилена;
    • карандаш, рулетка, угольник;
    • торцеватель-фаскосниматель — для удаления внутреннего армирования;
    • шабер (иначе шейвер) — для «избавления» от внешнего его слоя;
    • ветошь и обезжириватель: изопропиловый либо этиловый спирт.

    Болгарка или ножовка в этом случае — вариант не из самых лучших, так как поверхность получится неровной. Шаберы и торцеватели бывают не только ручными, но и механизированными — предназначенными под дрель. Последние модели хороши для больших объемов, однако они требуют от мастера некоторого опыта. Любая работа с серьезным высокотемпературным оборудованием требует присутствия толстых перчаток.

    Проведение сварочных работ

    Пайка полипропиленовых труб своими руками — совсем не безобидное занятие. В процессе нагрева и плавки этого пластика выделяются токсичные вещества, поэтому важно обеспечить очень хорошую вентиляцию помещения. Либо работать на улице.

    Подготовка изделий

    В соответствие с монтажной схемой, которую рекомендуют заранее рисовать непосредственно в месте, где будут располагаться трубы, подбирают трубу и фитинги соответствующего диаметра. Небольшое отклонение в диаметрах в этом случае вполне допустимо.

    1. Полипропиленовые трубы разрезают труборезом. Если производят пайку армированных изделий, то шейвером либо торцевателем удаляют алюминиевый слой. Не следует сразу делать заготовки для всех участков, потому что в процессе работы почти всегда возникает необходимость коррекции длины некоторых элементов.
    2. Обрабатывают те поверхности (внутреннюю, внешнюю) деталей, которым предстоит соприкасаться. С ролью обезжиривателя хорошо справляется даже спиртовая салфетка. В дальнейшем эти участки руками уже не трогают. Данный этап позволит не только получить качественный шов, но и убережет насадки от быстрого появления нагара.
    3. На обоих элементах карандашом размечают границы для соединений — длину свариваемого пояса. На трубе метка нужна в любом случае, на второй детали — если крайне важен угол относительно оси.

    Нагрев полипропилена

    На паяльник устанавливают комплект насадок подходящего диаметра. Аппарат соединят с сетью, если нужно, то выставляют температуру 260°. Никаких отклонений для значения не предусмотрено, отличается лишь время обработки разных марок. Все рекомендации можно заранее прочитать в паспорте аппарата. Разогревается он 10-15 минут. Пайка полипропиленовых труб своими руками, как и их подготовка, тоже производится в несколько этапов.

    1. Трубу и соединительный элемент вводят одновременно: первую, до отметки, в муфту, вторую — в дорн.
    2. После выполнения этой операции засекают время прогрева, разное для каждого диаметра. Любая передержка станет причиной деформации изделия.
    3. По истечению срока обе детали, слегка проворачивая, вынимают из нагревательных элементов, быстро вставляют друг в друга, мгновенно корректируют соостность (1-2 секунды), затем заводят до отметки. На этом этапе проворачивать детали уже недопустимо. В противном случае грозит неравномерное распределение пластмассы, о оно чревато нарушением целостности шва.
    4. Удерживают соединение до его остывания, не допуская ни малейшего смещения.
    5. К тесту системы приступают спустя 1-2 часа.

    Есть некоторые примечания к приведенной таблице:

    • при пайке тонкостенных труб PN 10 время их прогрева сокращают наполовину, а сопрягаемую деталь греют «по правилам», ориентируясь на таблицу;
    • в холодном помещении (на улице), где температура ниже отметки в 5°, время прогрева увеличивают вдвое.

    Предварительная практика в этом случае не помешает, она спасет от брака и возможных протечек. Для тренировки и полноценного теста можно взять самые недорогие изделия, чтобы провести пробные пайки.

    Как поступают с армированием?

    Любой слой алюминия — на поверхности либо в глубине полипропилена — автоматически сделает пайку невозможной. Если армирование находится на поверхности, то труба не войдет ни в сопрягаемый элемент, ни в нагревательную муфту. Этот слой счищают до основного материала.

    Наружная защита

    Трубу вставляют в шейвер, затем начинают проворачивать, удаляя мешающий слой металла. Обработку заканчивают, когда изделие упирается в дно инструмента. В этом случае необходимости в предварительной разметке нет. Готовую, прогретую трубу вставляют в соединительный элемент до упора: нельзя оставлять снаружи даже миллиметр незащищенного материала.

    Внутренняя защита

    Алюминий, спрятанный в толще, тоже требует обрезки: металл, контактирующий с водой, в скором времени начнет корродировать, а жидкость станет причиной надувания пузырей. В этом случае задача инструмента — закрыть торец расплавленным полипропиленом. Торцеватель вырезает 1,5-2 мм фольги у края трубы, чтобы при сопряжении деталей это место занял пропилен.

    Трубы, имеющие в роли защитника стекловолокно, в дополнительно обработке перед пайкой не нуждаются.

    «Полевые» испытания системы

    После того как закончен монтаж системы, а также подключена вся сантехника, начинают самую ответственную операцию — гидравлические испытания. Согласно строительным нормам, необходимо давление, в 1,5 раза превышающее максимальное рабочее.

    В бытовых условиях систему просто продувают напором воды. Перекрыв подачу, все соединения внимательно осматривают. Продолжительность такого контроля протечек рекомендуют делать в течение 15-30 минут, не менее.

    Как избежать потенциальных ошибок?

    Неспешная, продуманная до мелочей, работа в удобных условиях — хороший шанс избежать самых неприятных ошибок, грозящих переделками либо покупкой нового материала. В первом случае придется удалять дефектный участок, затем снова повторять операцию. Результатом станет увеличение количества швов на магистрали. Поэтому в пайке полипропиленовых труб мелочей нет, заранее учесть необходимо абсолютно все.

    Чаще всего выявляются несколько нарушений технологии пайки полипропиленовых труб.

    1. Пропускают этап обезжиривания свариваемых поверхностей. Некоторые и вовсе считают его лишним. Однако даже крохотные капли воды становятся причиной снижения качества шва: материал становится пористым.
    2. Не до конца углубляют трубу в фитинг либо, наоборот, слишком сильно заводят ее в элемент, из-за чего внутри образуется крупный шов, затрудняющий ток воды.
    3. Нарушают продолжительность прогрева: чрезмерная длительность и короткое время одинаково опасны. В обоих случаях пострадает качество шовного соединения.
    4. Делают недостаточный длинный срез арматурного слоя на торцах изделий, либо удаляют его не полностью. В последнем случае полипропилен не сможет обезопасить металл.
    5. Корректируют шов после рекомендованного времени, не обеспечивают его неподвижность во время застывания. О надежности такого соединения говорить уже не приходится.
    6. Торопятся открывать воду, хотя рекомендуется делать проверку спустя час или два после монтажа полипропиленовых труб. Это время необходимо для восстановления молекулярной структуры полимерного материала.
    7. Покупают качественный материал, но от разных производителей. В этом случае вина в разном химическом составе, а значит, в отличающихся технических характеристиках изделий.
    8. Не очень корректно делают срез, который в идеале должен составлять ровно 90°.
    Читайте также:  Оклейка потолка тканью

    Нельзя сказать, что пайка полипропиленовых труб своими руками — суперлегкая операция. В любом деле опыт имеет огромное значение, а в тех работах, что напрямую касаются подобных «жидких и горячих» коммуникаций, навыки — первая необходимость. Поэтому тренировка — единственный путь обезопасить себя и соседей от потенциального потопа.

    Особенности этой, почти хирургической, операции тоже лучше не раз увидеть воочию, а в этом помогут живые уроки — видеоинструкции. Одну из них, очень популярную, можно посмотреть у нас:

    Откатные ворота своими руками

    Для оформления въезда на загородный участок откатные ворота являются, пожалуй, лучшим решением. Главной их конструкционной особенностью является уход створки в сторону при открывании, параллельно плоскости проёма, что позволяет не освобождать зону въезда, поскольку отсутствует необходимость распахивания створок. Откатные ворота сравнительно легко автоматизируются, тем самым существенно повышается комфорт. А, кроме того, подобную конструкцию сегодня можно собрать и установить самостоятельно, даже не являясь специалистом-монтажником.

    Вы можете возразить: «Но там же, наверное, придется пользоваться сваркой, а я даже не знаю, как это делается!». Безусловно придется и немного «поварить», и толику бетона залить, и даже вспомнить школьный курс геометрии, посвященный прямым углам. Но, с современным уровнем доступности информации, найти подробную инструкцию и необходимый арсенал комплектующих и инструментов не составляет большого труда. Зато полученный опыт, позволит не только гордиться собой, но и развить новые навыки.

    В нашей сегодняшней статье мы расскажем о том, как самостоятельно собрать и установить откатные ворота, какие инструменты и комплектующие для этого понадобятся и где их искать.

    Содержание

    Полный перечень необходимых комплектующих, материалов и инструментов

    Сегодня для того, чтобы самостоятельно собрать откатные ворота не нужно изобретать собственную конструкцию и искать материалы «с бору по сосенке». Современный рынок предложит вам не только полный комплект для самостоятельной сборки, но и предоставит серьезный выбор различных комплектующих и фурнитуры с учетом индивидуальных особенностей вашей конструкции. Так, например в он-лайн супермаркете www.Vorotnet.ru вы можете приобрести широчайший ассортимент комплектующих и автоматики для откатных ворот. Расскажем подробнее, из каких материалов сегодня лучше всего делать данные конструкции.

    Комплектующие для откатных ворот

    1. консоль (она же балка) – это основа всей системы, обеспечивающая горизонтальное перемещение створки. Консоль представляет собой рельс, внутри которого располагаются ролики. Необходимая длина консоли составляет полторы ширины проема ворот. То есть, если ширина вашего въезда 4 метра, то вам потребуется 6-ти метровая консоль.

    2. две роликовые каретки. Указанные комплектующие статично закрепляются на фундаменте. Сами ролики в процессе эксплуатации находятся внутри консоли.

    3. верхние поддерживающие ролики. Обеспечивает полотну ворот строго вертикальное положение.

    4. концевой ролик. Фиксирует створку ворот в закрытом положении и не дает ей провисать. В закрытом положении концевой ролик фиксируется в «нижнем улавливателе».

    5. верхний и нижний улавливатели «принимают» полотно ворот, не давая ему перекоситься при закрытии, а также разгружают роликовые каретки в положении «закрыто».

    6. заглушка – элемент, защищающий консоль от грязи, песка и влаги.

    Это то, что касается специализированной фурнитуры (комплектующих для откатных ворот), далее переходим к материалам для полотна ворот.

    Полотно ворот

    Традиционно для сборки каркаса используется металлическая труба квадратного сечения 60*40 мм (для конструкции рамы) и 40*20 мм (для создания ребер жесткости и места крепления зашивки). Подобная конструкция, при всей ее надежности, имеет и свои определенные недостатки. При облицовке такого каркаса металлопрофилем нельзя сделать полностью герметичное пространство, туда попадает влага, что способствует ускоренной коррозии.

    На сегодняшний день есть более технологичное и универсальное решение – использование для сборки каркаса Т-профиля, который обеспечивает высокую жёсткость конструкции и исключает проблему подтеков ржавчины, между трубой каркаса ворот и рамы для крепления профильного листа. Данное изделие стало своего рода находкой не только для компаний, профессионально устанавливающих заборы и ворота, но и для индивидуальных застройщиков. Сегодня можно без проблем приобрести Т-профиль напиленный под ваши размеры в заводских условиях с идеальными резами по 45 градусов, готовый к сварке.

    7. Т-профиль. Для выбранного размера ворот потребуются 2 отрезка Т-профиля длиной 6 метров и 2 отрезка длиной 1,88 м, что обеспечит высоту конструкции около 2-х метров.

    Для обеспечения жесткости конструкции дополнительно потребуются:

    8. Вертикальная стойка из трубы 40х20 мм длиной 0,856 метра – 6 шт,

    9. Горизонтальная перемычка из трубы 40*20 мм длиной 5,86 метров – 1 шт,

    10. Раскосы из трубы 40*20 – 2 шт.

    Основание

    Откатным воротам необходимо надежное основание, на котором крепятся роликовые каретки и фальш-столбы для обеспечения вертикальности полотна. Для этих целей необходимо приобрести:

    11. Металлический швеллер шириной 200 мм и длиной, равной половине ширины проема (в нашем случае – 2м),

    12. Арматура сечением 12 мм для формирования фундамента,

    13. Металлическая труба 60*60 мм для фальш-столбов. Фальш-столб возле фундамента (сторона проема, в которую открываются ворота) называется боковым и может быть выполнен в виде рамы, противоположный ему — приёмным или разгрузочным, он принимает и удерживает полотно в закрытом положении.

    Расходные материалы

    К расходным материалам, которые потребуются для сборки и монтажа ворот относятся: саморезы по металлу, для крепления профнастила, грунтовка по металлу, специализированная краска по металлу, растворитель и герметик.

    Читайте также:  На какую растворную смесь кладут плитку?

    Инструменты

    Безусловно, выбор инструментов зависит выбранного вами типа конструкции и используемых материалов. Так, если для каркаса ворот вы возьмете комплект с Т-профилем толщиной стенки 1,5 мм, то для его сварки лучше воспользоваться полуавтоматом. Если же толщина стали Т-профиля будет 2 мм, то вполне сгодится недорогой инвертер и пачка 3-х миллиметровых универсальных электродов.

    Если для крепления профлиста вы выбираете саморезы по металлу, то необходимо вооружиться шуруповертом. Данную работу можно также выполнить при помощи заклепок, в этом случае потребуется заклёпочник.

    Для нарезки металла и зачистки сварных швов достаточно болгарки 125мм, плюс отрезные и шлифовальные круги. Кроме того, вам понадобятся молоток и уровень.

    Можно приступать к монтажу.

    Подготовка проема ворот и основания

    Первым делом необходимо основательно подготовить проем ворот и основание. Опорные столбы, к которым будут крепиться ворота должны быть надежными. Лучше всего их сделать из бетона, кирпича или металлического швеллера, безусловно не забывая об эстетической составляющей. Опорные столбы необходимо забетонировать ниже уровня промерзания грунта, чтобы исключить воздействие сил морозного пучения. В кирпичных или бетонных столбах выполняются металлические закладные по 3 штуки на каждом из столбов, “заподлицо” с отделкой столба. К этим закладным будут крепиться фальш-столбы.

    Фальш-столбы изготавливаются из металлической трубы 60 х 60 мм (позиция 13) и крепятся вертикально к опорным столбам со стороны двора. Фальш-столб возле фундамента называется боковым и может быть выполнен в виде рамы, противоположный ему — приёмным или разгрузочным, так как он принимает и удерживает полотно в закрытом положении. Их высота должна быть на 10 сантиметров больше высоты будущих ворот. К боковому столбу на высоте, достаточной для охвата полотна ворот сверху, в последующем будет крепиться пластина с верхними роликами (позиция 3 из списка материалов).

    Далее необходимо выполнить основание, к которому крепятся две роликовые каретки (позиция 2). Для этого роется траншея с той стороны, куда будут открываться ворота. Ее длина составляет половину ширины проема, в нашем случае – 2 метра, ширина траншеи – не менее 40 сантиметров, а глубина такая же, как и у опорных столбов – ниже уровня критического промерзания грунта.

    Следующий этап: изготовление закладной конструкции. Для этого потребуется швеллер (позиция 11) и арматура (позиция 12). Арматура нарезается на отрезки длиной около 1,5 метров, получаются так называемые ножки. Далее эти ножки привариваются к внутренней стороне полок швеллера. Для большей прочности, советуем Вам обварить ножки закладной поперечными прутьями. Закладной элемент фундамента устанавливается в отрытую траншею, ножками вниз и бетонируется. Верхняя полка швеллера должна совпадать с поверхностью будущего заезда. Через неделю, когда бетон наберет предварительную прочность его уже можно «пригружать» конструкцией ворот, то есть переходим к следующему этапу.

    Сборка и установка ворот

    Пока выстаивается фундамент можно заняться сборкой полотна ворот. Делать это необходимо на ровной поверхности для того, чтобы обеспечить идеальную геометрию будущей конструкции. Если вы используете стандартные трубы квадратного сечения, то придется повозиться с нарезанием их в необходимый размер. Для новичка это не самая простая задача, учитывая, что угол реза должен быть 45 градусов.

    Поэтому лучше воспользоваться готовым комплектом из Т-профиля заводской нарезки. Горизонтальные и вертикальные профиля (позиция 7) укладываются в виде прямоугольника таким образом, чтобы их резы плотно соприкасались, фиксируются относительно друг друга и прихватываются точечной сваркой. После этого необходимо проверить рулеткой диагонали и, если они совпадают проварить места соединений профиля рамы сплошным сварочным швом, так чтобы они стали герметичными. Затем к нижнему горизонтальному профилю следует приварить консоль (Позиция 1).

    Далее внутрь рамы вваривается горизонтальная перемычка (позиция 9), а вслед за ней вертикальные стойки из трубы 40х20 мм (позиция 8) через каждые 1,5 метра и раскосы (позиция 10). После окончания сварочных работ все сварные швы необходимо обработать болгаркой со шлифовальным диском.

    Каркас полотна готов, но прежде, чем его зашивать финишным материалом, например металлическим профилем, его рекомендуется окрасить минимум в 2 слоя специализированной краской по металлу с предварительной грунтовкой поверхности.

    Когда фундамент наберет достаточную прочность, приступаем к установке ворот.

    По обеим сторонам швеллера размещаем роликовые каретки (позиция 2) в одной плоскости и на одном уровне. Каретки необходимо расположить как можно дальше друг от друга, но таким образом, чтобы ближняя к проему каретка позволяла полностью открыть ворота, а дальняя не должна выбивать заглушку консоли, когда ворота находятся в закрытом положении. Самый надежный способ фиксации – сварка. Даже если вы немного ошиблись и неправильно закрепили ролики, не составляет никакого труда срезать сварной шов болгаркой и повторить операцию.

    Можно использовать компромиссный вариант – готовые площадки со шпильками под ролики для откатных ворот. Площадки привариваются к фундаменту для откатных ворот при помощи сварки, а сами ролики для откатных ворот крепятся к площадке при помощи шпилек и гаек. Это немного дороже, но позволяет производить необходимую регулировку в более широком диапазоне.

    Важно помнить: не стоит обваривать площадки кареток сплошным сварным швом до «примерки» полотна ворот.

    Следующим этапом «пропускаем» роликовые каретки внутрь консоли ворот и выставляем их по уровню. Если с открыванием-закрыванием откатных ворот не возникает никаких трудностей, то каретки можно приварить окончательно.

    Пластину с поддерживающими роликами (позиция 3) привариваем к боковому фальш-столбу и регулируем крепление роликов таким образом, чтобы зазор с каждой стороны от створки ворот составлял 2-3 мм. К разгрузочному фальш-столбу закрепляем верхний и нижний улавливатели (позиция 5). Нижний улавливатель должен в закрытом состоянии «встречаться» с концевым роликом (позиция 4), который крепиться на торце полотна ворот. В открытом положении нижний улавливатель должен быть расположен на 3-4 мм выше концевого ролика в направляющей. Это необходимо для разгрузки роликовых кареток.

    Читайте также:  Объемная елка из бумаги - схемы и трафареты для создания елки своими руками

    Завершающим этапом установки откатных ворот является установка заглушек (позиция 6) на торцах консоли. Поздравляем, вы справились – ваши ворота готовы к использованию.

    Но нет предела совершенству. Автоматику к откатным воротам можно также установить самостоятельно. Конечно, она не является обязательным элементом. Это скорее еще один шаг к личному комфорту.

    Автоматизация

    Если вы изначально планировали сделать автоматические откатные ворота, но не знали какие для этого понадобятся комплектующие и как это все соединить вместе – не переживайте. В целом, автоматизация процесса открывания-закрывания не сложнее, чем сборка и монтажа.

    Стандартный комплект автоматики включает в себя:

    – Электропривод или проще говоря двигатель, приводящий створку ворот в движение,

    – Зубчатая рейка. Механизм, преобразующий вращение электропривода в поступательные движения. Рейка крепится к створке ворот.

    – Пульт управления. Устройство, которое служит для подачи команды на открывание-закрывание.

    – Фотоэлемент. Устройство для обеспечения безопасности, останавливающий движение ворот при обнаружении помехи.

    – Сигнальная лампа. Устройство, оповещающее о движении откатных ворот.

    Выбор конкретной модели автоматики зависит от ряда факторов. В числе которых: вес и длина полотна ворот, а также частота их использования. Однако, если вы непрофессионал, то вряд ли знание этих параметров поможет вам сделать осознанный выбор. В этом случае лучше сразу приобрести готовый комплект откатных ворот с рассчитанным на него набором автоматики. Это избавит вас от проблем, которые могут возникнуть при самостоятельной сборке и при дальнейшей эксплуатации.

    Для подключения автоматики рекомендуется проложить под проезжей частью силовой и сигнальный кабели, используя гофрированную ПНД трубу. Впрочем, даже если в данный момент вы сомневаетесь в необходимости данной опции или ваш текущий бюджет не позволяет вам приобрести дополнительное оборудование, подводящие кабели лучше все равно заложить, чтобы иметь в будущем возможность подключить автоматику.

    Таким образом, сделать откатные ворота своими руками сегодня не составляет никакого труда. Вы не только сэкономите деньги, но и сможете освоить дополнительные навыки. А кроме того, такая внушительная конструкция, сделанная самостоятельно – это ли не повод для гордости. В конце концов, хочешь, чтоб было хорошо – сделай сам.

    Установка откатных ворот

    Откатные ворота, пожалуй, один из самых востребованных и привлекательных вариантов для загородного дома. Их изготовление и установку вполне можно произвести своими руками, имея пошаговую инструкцию. И хотя этот вид ворот не самый легкий по монтажу, мы постараемся рассказать вам максимально подробно, как можно собрать их самостоятельно.

    Конечно, самый простой вариант — купить готовые ворота со всеми комплектующими, и доверить процесс сборки и настройки профессионалам. Но, в этом случае приготовьтесь к немалым затратам.

    Если же вы хотите сэкономить и не боитесь трудностей, то все внимание на те, фото, схемы и рекомендации, которые мы предлагаем ниже.

    Подготовительные работы

    Для начала необходимо определится, какой из вариантов откатных ворот вам подойдет. Здесь нужно учесть такие факторы, как: запас расстояния хода ворот, тип грунтов на вашем участке, планируемое или существующее дорожное покрытие, какая техника будет заезжать, потребуется ли вам автоматика. Чтобы разобраться со своими предпочтениями, посмотрите на варианты исполнения откатных ворот, представленные ниже.

    Следующим этапом строительства будет приобретение необходимых материалов. Сегодня мы решили рассмотреть вариант установки откатных ворот с калиткой размером 6х2метра и с подключением автоматики.

    И для этого потребуются следующие материалы и оборудование:

    • арматура АIII диаметром 14мм – около 100 погонных метров;
    • швеллер шириной 18 мм – 6 погонных метров;
    • труба, сечение 60х60 мм – 40 погонных метров;
    • труба, сечение 20х40 мм – 30 погонных метров;
    • оцинкованный цветной профлист – 12 квадратных метров;
    • роликовые опоры – 3 комплекта;
    • уголок стальной 40х40 мм – 2 метра;
    • регулируемые подставки – 3 штуки;
    • нижний роликовый уловитель – 1 штука;
    • верхний роликовый уловитель – 1 штука;
    • концевой ролик – 1 штука;
    • направляющая П-образная рельса – 6 метров;
    • зубчатая рейка – 5 метров;
    • электропривод с автоматикой – 1 комплект;
    • сварочные электроды;
    • бетон М200 – 1,5-2 м3;
    • краска.

    Из инструмента в обязательном порядке потребуются: бензобур, сварочный аппарат, болгарка, а также стандартный ручной инструмент.

    После приобретения материала и подготовки инструментов необходимо выполнить разметку под фундамент. Здесь очень важна точность разметки оси движения. Иначе конструкцию будет тяжело отрегулировать для правильного хода.

    Фундамент

    Фундамент для откатных ворот состоит из двух частей и выполняется из бетона. Для его изготовления нам потребуется выкопать две траншеи. Одна длиной 1 метр, вторая – 2 метра, а шириной и глубиной по 40 см каждая.

    Далее, с шагом 1 метр с помощью бензобура требуется пробурить пять скважин диаметром 200 мм на глубину 1,5 метра.

    Из арматуры вяжем каркасы лент и столбов с шагом 200 мм. В нижней части колонн оставляйте штыри около 10 см для последующей регулировки высоты при подготовке к бетонированию.

    Далее, с помощью сварочного аппарата нужно приварить швеллер к армокаркасу. После чего заготовку опускаем в подготовленный котлован, выставляем соосность и высотные отметки. Фиксируем конструкцию.

    Теперь выставляем опалубку из досок на уровень выше отметки земли на 10-15 см.

    Каркас закладной детали для фундамента

    Замешиваем бетон и заливаем его в опалубку. С помощью прутков арматуры трамбуем бетон и высвобождаем пустоты.

    Еще раз проверяем отметки и ровняем поверхность заливки.

    Оставляем бетон застывать на сутки, а сами переходим к изготовлению каркаса ворот.

    Каркас рамы

    Размечаем трубу. Для этого лучше заранее сделать схему разметки, чтобы сократить расход материала. Нарезаем болгаркой заготовки согласно схеме.

    Далее, если вы не занимаетесь сваркой, то доверьте следующий этап работ профессионалу, чтобы он сварил каркас будущих ворот быстро и качественно. Не забудьте приварить к нижней части направляющую П-образную рельсу.

    После окончания сварочных работ зачистите метал с помощью специальной щетки до металлического блеска. А еще лучше и быстрее использовать для очистки шлифовальную машинку с насадками.

    Читайте также:  Полусухая стяжка пола с керамзитом

    Следующее, что нужно сделать — это обезжирить поверхность с помощью растворителя и нанести два слоя грунтовки. После ее высыхания можно приступать к покраске.

    Когда краска высохнет, обшиваем каркас профлистом. Их крепление нужно осуществлять саморезами по металлу или заклепками.

    Установка закладных деталей

    Пока мы готовили каркас, наш бетон в фундаменте уже схватился. А значит можно приступать к монтажу регулируемых подставок, которые закрепляются сваркой к опорному швеллеру в фундаменте по предварительно размеченным местам.

    На подставки устанавливаем роликовые опоры и закрепляем их гайками.

    К нижней передней части каркаса привариваем концевой ролик.

    К нижней боковой части рамы фиксируем, через П-образный профиль, зубчатую гребенку.

    Сборка механической части ворот

    Следующий этап — установка направляющих колонн, которые лучше приобрести готовыми, так как на эти опоры будет вся силовая нагрузка. Ведь даже малейшая неточность при их изготовлении может привести к неработоспособности всего механизма.

    На видео ниже показан пошаговый процесс сборки откатных ворот.

    Далее на опорах монтируются роликовые уловители.

    После того, как конструкция собрана, ворота устанавливаются на роликовые опоры и производится финальная регулировка всех механизмов.

    Подключение электрооборудования и автоматики

    Для того, чтобы ворота не приходилось открывать и закрывать вручную, ставим электропривод с дистанционным управлением.

    Перед установкой такого привода нужно проложить питающий электрокабель. Сечение жил провода рекомендуем брать с запасом прочности. Глубина траншеи под кабель составляет 50 см. На дне траншеи делаем песчанную подсыпку толщиной в 10 см и уплотняем ее. Кабель лучше прокладывать в футляре, желательно избегать крутых углов.

    После прокладки проводов, обязательно составьте схему с привязками трассировки к зданию или другим постоянным сооружениям.

    С помощью проложенного кабеля можно запитать не только привод и сенсоры автоматики, но и подключить камеру слежения.

    Теперь устанавливаем электропривод и подключаем датчики.

    Электропривод для откатных ворот

    Финальным действием будет подключение электричества с итоговой наладкой оборудования.

    Как вы уже поняли, установка откатных ворот процесс довольно-таки сложный и, по возможности, его лучше доверить специалистам. Но если вы решили все сделать своими руками, то наша пошаговая инструкция вам обязательно пригодится.

    10 ошибок при монтаже откатных ворот своими руками. Подключение автоматики.

    Для владельцев загородных домов, откатные ворота с автоматикой на сегодня являются незаменимым элементом при строительстве или ремонте своего уютного жилища.

    Все кто их установил, просто поражаются, как же они жили до этого без такого удобного и эффективного решения.

    Мы не будем рассматривать процесс самостоятельного изготовления ворот, тем более что их варианты сборной конструкции, можно легко найти и заказать у профессиональных производителей.

    Давайте сосредоточимся именно на моментах монтажа отдельных элементов, подключении и настройки системы автоматики.

    Установка откатных или сдвижных ворот отличается необходимостью соответствующим образом подготовить проем. Что входит в эту работу?

    Во-первых, это подготовка основания или закладной. Это все равно что сделать фундамент для дома. Данная закладная – основной якорь всей конструкции.

    Закладная представляет из себя капитально забетонированный 16-й швеллер. Высота швеллера — это ноль будущего въезда.

    Если въезд будет впоследствии выложен плиткой, закладывайте швеллер выше существующей нулевой отметки на высоту плитки. Чтобы бетон при заливке полностью попал под швеллер, опалубку нужно делать в уровень с ним.


    Глубина такого фундамента зависит от глубины промерзания в вашем регионе. Например по Москве и Московской области, специалисты заглубляют на 1,5м, плюс 20см на песчаную подушку.

    Капитальная полимеризация бетона происходит в течение 28 дней. Для качественной работы, что называется на века, желательно выдерживать эти сроки, и устанавливать ворота уже на бетонное основание, которое полностью набрало свою прочность.

    Однако мало у кого хватает терпения на такие сроки, но хотя бы неделю выдержать необходимо.

    При этом саму закладную вовсе не обязательно обваривать целой паутиной металла.

    Особой прочности это не добавит и она никак не спасет при недостаточной глубине и пучении по касательной. А такая сила может достигать нескольких тонн на 1м2.

    Она легко поднимает и ломает стены гаражей и домов, что уж говорить о каких-то воротах.

    Поэтому вертикальных арматурин 12-16мм2 бывает вполне достаточно.

    Длину приямка под фундамент рассчитывайте по формуле: длина всего проема разделенная пополам.

    Например, у вас ширина ворот 4м. Значит вам нужно подготовить приямок длиной около 2м. Его ширина должна быть 40-50см.

    На стандартную яму для таких ворот уходит порядка 2м3 бетона.

    Сами ворота никогда не приходят в готовом виде. Створку придется собирать у себя на участке.

    На заводском изделии все технологические отверстия уже подготовлены, поэтому следуя схеме инструкции, проблем с монтажом у вас возникнуть не должно.

    При сборке самое главное четко контролировать геометрию.

    Центральная часть может заполняться различными материалами:

      профнастил

    Крепится при помощи саморезов или заклепок.

    Чтобы листы при движении ворот не дребезжали в местах стыков, все щели и пространства можно заполнить силиконовым герметиком. Или просто подложить уплотнитель.

      глухое заполнение, типа филенки


    Для упрочнения всей конструкции, зачастую применяют тросовую оттяжку. Ею можно легко отрегулировать требуемое соответствие по диагоналям.

    А еще ворота начнут постукивать в этих местах, как поезд на рельсах.

    После того как собрали раму, приступаете к закреплению роликов, по которым катается створка.

    Здесь можно рассматривать варианты только со стальными. Не ведитесь на рекламу производителей, что полимерные ролики отличаются более плавным ходом и бесшумностью.

    Если вибрация при движении по направляющей есть, она все равно будет передаваться. А еще не забывайте про наши зимние условия эксплуатации.

    При крайне низких температурах, пластмассовые ролики становятся менее прочными и при ударах начнут разрушаться.

    Крайне важно, чтобы подшипники были с низкотемпературной смазкой.

    Они должны быть усиленными – 301-й а не 201-й, или 303-й, а не 203-й.

    Больший размер рассчитан на больший вес, а значит, они более надежны и способны выдержать худшие условия работы, даже при нарушении геометрии направляющей.

    Читайте также:  Сиреневые шторы (53 фото): занавески в интерьере спальни, кухни и гостиной сиреневого цвета

    При монтаже роликов необходимо предварительно разметить места их установки на швеллере. Ставите их на плоскость и накатываете направляющую.

    Обязательным решением при монтаже роликов считается применение регулировочных болтов.


    Так как при любом отклонении бетонного основания всего на 0,5см, ворота при этом будут уходить на 4-10см.

    С болтами, в процессе эксплуатации вы с легкостью сможете осуществить регулировку в любой плоскости при помощи обычного гаечного ключа.

    После того как вы накатили воротину на роликовые опоры, их нужно выставить по уровню.

    В итоге такой самодеятельности, туда забивается песок и пыль, постепенно превращаясь в абразив, и планомерно стачивая поверхности двух этих важных элементов.

    Для установки верхней и нижней ловушек, плюс верхнего кронштейна от бокового раскачивания, понадобятся дополнительные опоры (приходной столб, нащельник). Обычно это труба 60*40мм или 60*30мм.


    Привариваете их через закладные к бетонным столбикам ограждения.

    А уже к ним, монтируете эти самые ловушки и кронштейны.


    Улавливатели должны быть из стали толщиной не менее 3-4мм.



    Чтобы не было удара в самом конце, и воротина закрывалась вообще беззвучно, можете подложить в качестве прокладки резинку, если у вас нет заводских.


    Хотя многие умные привода (Nice, Hormann), сами способны останавливать створку в заданном месте, зная ее длину.

    Эта ловушка монтируется таким образом, чтобы при входе в нее полотна, происходил подъем ворот на пару миллиметров, дабы разгрузить опорные ролики.

    В этом случае они прослужат гораздо дольше.

    Через пару лет от ветровой и ударной нагрузки все это разболтается и крепеж вырвет. Изначально закладные должны быть приварены к стальной центральной колоне.

    Если вы про это забыли, то делайте крепеж по крайней мере на химический анкер.

    На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.

    Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.

    Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.


    Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.

    Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.


    Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.

    Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.

    В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.

    Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.

    В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.

    Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.

    В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.

    Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.

    Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.


    Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.

    Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.

    При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.

    Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.

    Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.

    Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.

    Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.

    Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.

    Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.

    Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.

    То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.

    В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
    Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.

    На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.

    Привод всегда выбирайте с запасом по мощности с учетом зимней эксплуатации.

    Для подключения привода автоматики ворот, вам потребуются следующие материалы:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: