Процесс укладки тротуарной плитки

Технология укладки тротуарной плитки своими руками

Для устройства дорожек и подъездов к зданию на участках индивидуальной застройки часто используется плитка, что легко объясняется ее доступностью, прекрасным внешним видом и высокими эксплуатационными показателями. Техника укладки тротуарной плитки не особо сложна, а потому такую работу вполне можно осуществить своими силами, в домашних условиях, так сказать.

Сегодня производители строительных материалов выпускают большое количество видов тротуарных плит, отличающихся цветом, формой, сырьем, из которого они изготовлены, а также своими техническими характеристиками. Несложно запутаться в этом разнообразии.

Виды и рекомендации по выбору

Вопрос выбора чаще всего строится лишь на финансовых возможностях владельца участка, поскольку хорошая тротуарная плитка стоит дорого, а дешевая – недолговечна и не слишком красива. Современный рынок строительных материалов предлагает классифицирую ее основные типов по исходному сырью, то есть изготовленную из:

  • натурального природного камня твердых пород;
  • натурального камня мягких пород, таких как песчаник или плитняк;
  • искусственного камня;
  • керамики и других материалов обжига;
  • цветного и монохромного бетона;
  • полимерпесчаных смесей.

Наиболее часто индивидуальные застройщики приобретают плитку, изготовленную из цветных бетонных смесей. Этот материал доступен по цене и продается в практически любом строительном магазине.

Качественная плитка из цветного бетона изготавливается способом вибролитья или вибропрессования. Штучные изделия, сделанные методом вибролитья, отличаются ярким цветом и более гладкой поверхностью. Вибропрессованный материал более прочен и морозостоек, но не такой яркий.

Также иногда предлагают штампованную плитку. С ее покупкой будьте очень осторожны, так как это, скорее всего, материал низкого качества, изготовленный кустарным способом.

Очень важным вопросом является толщина материала, с которой вы должны определиться до того, как укладывать тротуарную плитку своими руками. Для пешеходных дорожек на приусадебном участке рекомендуется толщина 40 мм, а для автомобильной стоянки – не менее 60 мм.

Если вы решили замостить тротуар на улице вдоль своего участка, то используйте плитку 60 мм, а на дорогу (но это уже будет слишком благородно с вашей стороны) нужно брать изделия толщиной 80 мм.

Необходимые для укладки материалы

Перед тем, как уложить тротуарную плитку своими руками, кроме нее необходимо приобрести такие материалы как:

  • каменный или пластиковый бордюр;
  • цемент марки ПЦ400;
  • щебень, фракции не более 40 мм;
  • песок, лучше всего речной или мытый;
  • геотекстиль.

Необходимое количество этих строительных материалов определяется отдельно и напрямую зависит от конструкции основания, вида грунта и предполагаемых эксплуатационных условий.

Разметка будущих дорожек

Рекомендуется взять копию плана участка с нанесенными на него строениями, деревьями, клумбами и другими элементами обустройства. Начертите на ней схему. Это будет инструкция по укладке тротуарной плитки, по которой вы будете далее работать. Во время составления такой схемы следует учитывать направление уклонов для свободного стока воды с дорожек.

При решении вопроса о ширине дорожек необходимо предусмотреть, чтобы на ней могли спокойно разойтись 2 человека. Обычно эта величина составляет 1,0 – 1,2 метра.

В случае проезда автомобиля также учитывается возможность наличия человека, который не должен быть вынужден при этом сходить с мощеной поверхности.

Разметка и выемка грунта.

Разметка производится согласно составленному плану при помощи рулетки и шнура, который натягивают по забитым вдоль планируемой дорожки колышкам. При натягивании шнура, к ширине дорожки необходимо добавлять по 10 см с каждой стороны, с зазором на последующую установку бордюров.

Земляные работы и защитный слой

Объем выполняемых работ зависит от плотности верхнего слоя. В том случае, если поверхностью является плотная глина или любой другой подобный грунт, в связи с чем планируется завоз насыпной почвы, то подготовка дорожки под укладку плитки сводится к простому выравниванию поверхности.

Во всех остальных случаях необходимо снять 30-35 см поверхностного слоя по всему размеченному периметру.

На дно траншеи необходимо подсыпать тонкий выравнивающий слой песка и хорошо утрамбовать его вместе с грунтом. Этот подстилающий слой нужно будет затем покрыть геотекстилем, который предотвратит прорастание сорной травы, позволит отвести воду из дренажного слоя и не допустит проникновения поднимающихся весной грунтовых вод.

Полосы геотекстиля раскладываются таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 15-20 см, а по краям траншеи был подворот вверх не менее чем на 20 см. В этом случае технология укладки тротуарной плитки своими руками будет полностью соблюдена, а результат ваших трудов будет несоизмеримо качественнее.

Устройство дренажа

На утрамбованное дно траншеи, выстеленной геотекстилем, насыпается слой щебня толщиной 15-18 см. Он будет служить дренажом для сбора и отвода талых и поверхностных вод. Наличие дренажного слоя предотвратит возможное скопление влаги в основе дорожки и последующее вспучивание в случае промерзания грунта.

Щебень следует хорошо утрамбовать и присыпать тонким слоем песка. Поверх дренажа нужно выстелить второй слой геотекстиля. Он будет пропускать влагу вниз, не допуская ее возврата.

Каменные изделия фиксируются на раствор, а пластиковые – с помощью входящих в комплект их поставки клиньев.

Размещение ограждающих бордюров

На следующем этапе работ устанавливают бордюры. Для этого можно использовать практически любые материалы. Внешнее ограждение дорожек делают из камня, бетона, пластика, кирпича, дерева, шифера и любых других плоских материалов.

Читайте также:  Самодельные минитрактора для домашнего хозяйства — чертежи, видео и сборка

Традиционным вариантом считается готовый штучный бордюр из бетона. В последнее время производители предложили на рынке несколько видов пластиковых бордюр, которые отличаются долговечностью, невысокой стоимостью и простотой установки.

Бордюр устанавливается после устройства дренажного слоя.

Применяемые виды оснований

Для устройства пешеходных дорожек на участке применяют один из трех возможных типов опорного основания:

  • бетонное;
  • цементно-песчаное;
  • из утрамбованного песка.

Бетонное основание – самое дорогостоящее, а потому целесообразно использовать его только в случае предполагаемых больших нагрузок на поверхность. Цементно-песчаная основа является самой распространенной и универсальной. Песчаное основание можно использовать при малых нагрузках на поверхность и отсутствия пучинистых грунтов и их подвижек.

Схематическое изображение бетонного основания.

Заливка бетонного основания

Работы по бетонированию основания, перед тем как положить тротуарную плитку, начинают с армирования. Для этого лучше всего использовать готовую сварную металлическую сетку с размером ячейки 100х100 мм. Если у вас есть остатки старых металлических труб, проволока, пруток толщиной более 5 мм или другие аналогичные остатки металла, то армирование можно выполнить с их помощью.

Для этого разложите металл в виде решетки и свяжите отдельные его части в местах пересечений проволокой. Арматурную сетку желательно приподнять над поверхностью на 3-5 см, установив ее на металлические или каменные подставки.

Слой бетона должен быть толщиной 10-12 см, а его поверхность – ниже поверхности земли на толщину плитки минус 3 см, так как нам сюда затем предстоит положить тротуарную плитку своими руками.

Если после устройства дренажного слоя глубина рабочей траншеи остается довольно большой, то излишек засыпается песком, который затем трамбуют. Бетонная смесь с использованием цемента ПЦ400 приготавливается в объемном соотношении цемента, песка и щебня как 1:3:5.

Заливка бетона производится за один раз. В том случае, когда объем бетона для заливки очень большой, целесообразно заказать бетонную смесь с доставкой на место. Стоимость бетона в этом случае немного выше, но вы сэкономите массу времени и сил. Укладывают тротуарную плитку уже через 3-5 дней, после первичного схватывания бетона.

Пошаговый процесс укладки ФЭМ.

Основание из песка и цемента

Этот тип основания предусматривает укладку плитки на сухую цементно-песчаную смесь, приготовленную в соотношении 1:5. Толщина такого слоя – 12-15 см. Для выхода на нужный уровень, под цементно-песчаный слой подсыпают чистый песок и тщательно его трамбуют.

Важно, чтобы в момент укладки плитки, материал основы был сухим. Поэтому перед тем, как класть тротуарную плитку, нужно убедиться, что в ближайшие пару дней не будет осадков. Засыпанную смесь нужно хорошо утрамбовать и выровнять.

Для устройства песчаного основания используют речной или карьерный мытый песок. Не допускается присутствие в песке элементов извести или глины. После засыпки песка, его, опять же, необходимо пролить водой, утрамбовать и выровнять. Далее уже кладется тротуарная плитка.

Обработка плитки перед укладкой

Перед тем, как самостоятельно уложить тротуарную плитку, рекомендуется обработать её гидрофобным составом, который в дальнейшем защитит материал от воздействия влаги, повысит ее морозостойкость и долговечность. Кроме этого, гидрофобизаторы придают плитке более привлекательный вид, предотвращают появление грибка, плесени и солевых пятен на поверхности.

Для обработки плитки её окунают в гидрофобный раствор, высушивают и проводят эту операцию повторно. Во время предварительно обработки плитку необходимо тщательно осмотреть и все изделия, содержащие дефекты, отложить в сторону, так как выкладывать мы их будем затем в других, малозаметных участках.

Укладка тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки: фото процесса.

Технология укладки тротуарной плитки на основание из бетона предусматривает ее закрепление на слой цементного раствора. Класть тротуарную плитку своими на раствор необходимо так, чтобы он максимально заполнял швы, а толщина швов при этом не составляла более 3 мм.

Выравнивание производится резиновым молотком и проверяется строительным уровнем. Продвижение во время кладки происходит «от себя», то есть вы все время находитесь на уже уложенной плитке, а раствор настилаете перед собой. По окончании кладки все швы необходимо заделать раствором для получения сплошного монолитного покрытия.

Этапы укладки тротуарной плитки на цементно-песчаное и чисто песчаное основание одинаковы. Укладчик тротуарной плитки работает методом «на себя», то есть вы двигаетесь по песку и кладете материал перед собой. При необходимости выравнивания поверхности, песок или смесь подсыпают или, наоборот, удаляют.

Каждый камень должен пристукиваться резиновым молотком для его надежной посадки на место.

После окончания укладки, на поверхность насыпается небольшое количество цементно-песчаной смеси, которая затем прометается щеткой, чтобы заполнить швы.

Затем поверхность новоиспеченой дорожки необходимо полить водой и повторить эту процедуру еще через 2-3 дня.

Ниже приводится видеоурок на тему «Укладка тротуарной плитки своими руками: пошаговая инструкция». Процесс укладки тротуарной плитки, рассмотренный в нем пошагово, расскажет про порядок укладки тротуарной плитки, особенности этого процесса и способы дальнейшего ухода за покрытием.

Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки

Дорожки и другие зоны мощения являются атрибутом загородного участка независимо от его формы, площади, рельефа и стилистики оформления ландшафта. Но от типа материала мощения и конструктива дорожек, отмосток, парковок и въездных площадок, зависит и вид, и удобство двора. Неправильно подобранная или уложенная с нарушениями плитка буквально через один-два сезона утрачивает декоративность и практичная дорожка превращается в «холмогоры». В результате требуются новые вложения не только средств, но и сил, и времени. Чтобы мощение на участке служило и радовало глаз годами, со специалистом завода Steingot разберем основные принципы и нюансы укладки плитки.

Читайте также:  Ремонт стеновой панели ПВХ

Содержание

Подготовительный этап

Как правило, мощение выполняется на этапе благоустройства участка, по завершению строительства дома и других капитальных объектов. Учитывая, что отмостка, дорожки, зоны отдыха и парковка – это не только функциональные, но и декоративные элементы ландшафтного дизайна, подготовка к мощению выполняется еще на этапе проектирования. В идеале разрабатывается полноценный проект ландшафтного дизайна, основанный на особенностях участка (тип грунта, рельеф, УГВ и др.). И уже исходя из выбранной стилистики оформления двора, с учетом предполагаемых нагрузок и условий мощения, подбирается и толщина плитки, и конструктив дорожек, и форма, и «рисунок» укладки.

Как и при строительстве любых сооружений, будь это капитальный дом, сезонная дача, хозблок, гараж или беседка, при благоустройстве двора, в общем и мощении в частности – нужен проект, хотя бы на уровне визуализации в редакторе или эскиза от руки. Для тех, кто предпочитает обходиться собственными силами, производители предлагают универсальную «памятку».

Перед тем, как приступать к укладке плитки, обязательно проводится подготовка:

  • Определяется геология участка: пучинистость и несущая способность грунта, глубина промерзания, высота грунтовых вод. По результатам подбирается оптимальный конструктив мощения (глубина заложения, состав пирога).
  • Определяется нагрузка: толщина плитки, глубина заложения основания и состав слоев подготовки зависит от проходимости и предполагаемой нагрузки.
  • Выполняется разметка мощения согласно проекту, для расчета количества расходников: квадратуры плитки с припуском 5 % на обрезки, объема щебня и песка, количество геотекстиля.
  • Выполняются расчеты количества расходников для мощения, а также сопутствующих элементов: бордюры, лотки ливневой канализации и др.

​Нюансы устройства основания под мощение

Вибропрессованная плитка считается оптимальным материалом для мощения, так как сочетает высокую декоративность с универсальностью, практичностью и долговечностью. Но даже самая прочная и надежная плитка будет «работать» без нареканий только при условии правильной подготовки основания. Существует две основных технологии мощения:

  • На проницаемое основание – послойная «подушка» из песка и щебня с геотекстилем для разделения слоев.
  • На непроницаемое основание – армированная бетонная подготовка.

В сегменте частного загородного домостроения, когда двор не является стоянкой для большегрузов и нагрузки исчерпываются пешеходами и легковым автотранспортом, чаше всего выполняется мощение на проницаемое основание. Технология позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего бетонирования с устройством арматурного каркаса и подходит даже для сложных грунтов.

Собираюсь планировать участок, ну и соответственно делать дорожки, подъездные пути и т. д. Грунт – глина, гуляет туда-сюда в зависимости от времени года. Подскажите, пожалуйста, на какие нюансы стоит строго обратить внимание при подготовке основания для дорожек, отмостки? Как правильно сделать основание при таких грунтах.

Основное правило – заместить пучинистый грунт непучинистыми материалами: щебнем и песком. Для правильного расчета основания и типа материалов нужно пригласить специалиста, который точно определит тип грунта на вашем участке и подготовит наиболее подходящее для ваших условий решение, в том числе и по устройству дренажной системы.

На пучинистых грунтах с высоким УГВ для эффективного отвода воды с участка и предотвращения застойных явлений и сезонных деформаций дорожек, ливневой канализации зачастую недостаточно. Требуется устройство не только прифундаментной, но и лучевой (для осушения участка) дренажной системы, в том числе с закладкой дрен в основание дорожек.

Что касается бетонной основы, некогда считавшейся единственно возможной, особенно, под мощение парковок, сегодня она практически не применяется.

Перелопатили кучу информации, но однозначного ответа не нашли. Вопрос следующий – на площади 35 кв. м нужно уложить тротуарную плитку под стоянку легкового авто (непостоянную, только на выходных). Какой лучше выбрать способ укладки плитки – на песок или на бетон? Слышали, что на песчаную подушку кладут плитку только под садовые дорожки, а с заливкой бетона – для авто. Так ли это? Сейчас этот участок – просто грунт. Буду признательна за ответ.

Сам по себе песок не может служить единственным слоем основания под тротуарную плитку – это самый верхний слой, под которым находятся другие: геотекстиль, щебень. Даже если уже есть готовое бетонное основание, то между ним и плиткой все равно должен быть утрамбованный песок. По всем действующим нормативам подстилающий слой под тротуарную плитку должен состоять из щебня и песка. В зависимости от типа грунта и нагрузок рассчитывается количество слоев, их толщина и состав. Важное требование – основание должно хорошо пропускать воду. Бетонное основание этому требованию не отвечает.

Тем не менее, многие до сих пор «по старинке» сначала бетонируют, а потом задаются вопросом, что дальше.

Читайте также:  Принцип функционирования классического парового котла на дровах

Подскажите, пожалуйста, как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание? Так же нужен слой щебняпеска или можно обойтись без него? А если, нужен, то какой толщины?

Если у вас уже есть готовое основание и плитку придется укладывать на него, то щебень не нужен. Достаточно будет слоя песка не более 5 см. Важно предусмотреть эффективный отвод воды с бетонного основания: как минимум должен быть соблюден угол уклона не менее 1 см на каждый метр поверхности, а по-хорошему должны быть сделаны и дренажные отверстия до грунта в самом основании.

Устройство проницаемого основания под мощение плиткой

При устройстве проницаемого основания также не стоит «изобретать колесо», даже по совету «специалистов».

У меня такой вопрос. Собрался делать дорожки на участке. Обратился к специалистам. Один предлагает сделать по варианту: 30 см. ПГС, потом ПЦС и плитка. Второй предлагает такой же вариант, только слой ПЦС – смотреть по месту. Сосед прораб предлагает класть на сеяный песок 10-20 см. (у него лежит по такой технологии лет пять – хорошо, только трава кое-где прорастает). Несколько часов провел на форуме. Однако логику подушки под плитку до конца не понимаю:

  • почему бы действительно не положить на сеяный песок 10-20 см. – это и защищает от вспучивания, и дренаж, и плитка не должна играть, так как песок утрамбован, а по бокам – бордюр?
  • по идее, если класть просто на ПГС, то на гравии плитка будет играть;
  • для чего ПЦС – неужели для схватывания плитки, есть отзывы на форуме, что и просто песка достаточно, для чего переплачивать? ПЦС со временем не разрушается?

Нашел на форуме ответ, что щебень направляет вертикальную нагрузку в горизонтальную. То есть надо понимать, что плитка не будет проседать со временем. ПГС выполняет схожую функцию, надо думать? Может для пешеходной дорожки достаточно просто песка сеяного, а для заезда машины?

Ни один из трех предложенных вариантов не соответствует рекомендациям производителей плитки и правилам мощения, зафиксированным в документе СТО 46505580-002-2020.

Состав материалов для основания простой: щебень, песок, геотекстиль. Фракции щебня и песка, количество и толщина слоев рассчитывается исходя из типа грунта на вашем участке и будущих нагрузок. Ни ПГС, ни тем более ПЦС не рекомендованы для устройства основания под плитку.

ПЦС в нашей стране все еще применяют скорее по традиции, чем по необходимости, так как каких-либо преимуществ по несущей способности, водопроницаемости и сроку службы у нее нет. Кроме того, запрещена посыпка швов цементно-песчаной смесью при укладке вибропрессованной плитки, так как это приводит к изменению цвета и провоцирует появление высолов.

При подготовке проницаемого основания основными параметрами является глубина выемки грунта и толщина слоев подготовки. Они подбираются исходя из геологии и нагрузок, но можно воспользоваться и наглядной инструкцией.

Подготавливая основание для мощения, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:

  • Выдерживать уклон от 0,5 см/1 м поверхности при устройстве каждого слоя.
  • Выполнять тщательную трамбовку каждого слоя основания с применением виброплиты, финишный слой (плитка) трамбуется виброплитой с резиновым амортизирующим покрытием, толщиной от 1 см.

Укладка вибропрессованной тротуарной плитки

Завершающим этапом мощения является укладка тротуарной плитки (брусчатки) на подготовленное основание по выбранной схеме. Будет ли это сложный геометрический узор или упор на саму плитку за счет оригинальной фактуры, формы и палитры, определяется при разработке проекта. Благо, практически на каждую коллекцию существует несколько схем выкладки, используемых при мощении различных зон участка.

Укладку желательно проводить в сухую, теплую погоду – осадки и заморозки не только усложняют работу, но и негативно влияют на ее качество. Стандартный алгоритм выглядит следующим образом.

  • Плитка укладывается по направлению от себя, от бордюра или края, начиная от нижней точки, к высокой.
  • Основная масса коллекций предполагают наличие на каждой плитке шовообразователей (русты), обеспечивающих ровный шов между элементами.
  • При мощении плиткой из серии Color Mix камни используют одновременно из нескольких поддонов.
  • В процессе укладки необходимо контролировать плоскость – с этой целью используют как простейший строительный уровень и шнурку на колышках, так и высокотехнологичные лазерные нивелиры. Для подравнивания применяют резиновые киянки.

  • Швы после укладки просыпают мытым, или кварцевым песком, чередуя засыпку с уплотнением до полного заполнения.
  • Для окончательного выравнивания после укладки используют виброплиту с резиновым амортизатором (до 200 кг, до 20 кН). Если площадь мощения небольшая, можно обойтись увесистой резиновой киянкой. Также виброплиту на киянку стоит заменить при выборе плитки без фасок, чтобы избежать возможного повреждения кромок.

Подводим итоги

Чтобы мощение получилось не только практичным и долговечным, но и эстетичным, необходимо тщательное планирование и дизайн-проект. Производители рекомендуют устраивать проницаемое основание не только для дорожек в пешеходных зонах, но и для въездных зон, и парковочных площадок. Это позволит сэкономить не только средства, но и время, и силы, без ухудшения технических и эксплуатационных характеристик покрытий.

Выдающиеся характеристики вибропрессованной плитки обусловлены особенностями производственного цикла. Про востребованные формы и схемы укладки – в предыдущем тематическом материале. В видео – планирование садового участка, советы от инженера-озеленителя, простым языком.

Читайте также:  Помогите выбрать мойку на кухню

Особенности укладки тротуарной плитки своими руками: пошаговая инструкция для начинающих

Тротуарная плитка – идеальный вариант покрытия дорожек и площадок перед загородным домом. Она отличается повышенной износостойкостью, практичностью эксплуатации, высоко эстетичным внешним видом. Монтаж её – не слишком сложный процесс, при этом укладка тротуарной плитки своими руками требует соблюдения определённых правил, которые описаны в нашей пошаговой инструкции.

В нашей статье мы расскажем, как правильно выложить тротуарную плитку своими руками, какие инструменты и материалы вам для этого потребуются, а также дадим полезные рекомендации в видеоуроках.

Плюсы и минусы

Главным преимуществом самостоятельного монтажа является максимальное удешевление процесса. За любую работу нужно платить, а услуги специалистов сегодня стоят немало. К тому же при самостоятельной укладке можно сделать всё без спешки, соблюдая все рекомендации.

При этом рабочих, способных качественно и правильно уложить плиту, найти довольно сложно. Стремление любой бригады – выполнить заказ быстро, чтобы получить оплату, от этого зачастую страдает качество. При самостоятельной укладке хозяин сможет учесть все особенности своего участка, поскольку только ему хорошо известны слабые места.

Вряд ли бригада наёмных рабочих будет столь тщательно учитывать эти нюансы, если только за свою работу не потребует заоблачной оплаты.

Минусом самостоятельного монтажа является необходимость тщательного изучения правил, дополнительные расходы по приобретению специального инструмента для работы.

Основные виды и правила выбора

По составу тротуарная плита представляет собой цементную смесь с добавлением различных красителей, минеральных компонентов, пластификаторов. Использование сырья высокого качества гарантирует соответствие ГОСТу, следовательно, долговечность покрытия.

Правильная дозировка, соблюдение технологий – гарантия качества, поэтому приобретать материал стоит у проверенных производителей, не гнаться за дешевизной кустарного производства.

Предпочтение целесообразно отдать варианту, имеющему добавки крошки гранита, полимеров, высококачественной глины. От варианта, состоящего исключительно из бетонно-песчаной смеси, лучше отказаться, поскольку долго он не прослужит.

Современные изготовители предлагают потребителю два основных вида тротуарных плит:

  • Вибропрессованная тротуарная плитка. Имеет чаще всего прямоугольную, квадратную или ромбовидную форму, однообразные цвета.
  • Вибролитая тротуарная плитка. Изготавливается ручным способом, поэтому отличается большей цветовой гаммой, максимальным разнообразием форм.

При выборе учитывается качество основы, функциональное назначение зон покрытия. Специалисты советуют выбирать материал небольших размеров, так как он более устойчив к растрескиванию. Важно учесть толщину блоков. Минимальная – три сантиметра, для парковки и мест проезда автомобиля – не менее 5-6 сантиметров.

Цвет и форму подбирают гармонирующую с отделкой здания дома, учитывая собственные предпочтения. Монтаж ромбовидной и прямоугольной плиты более сложен, требует применения некоторых навыков работы. Фигурную уложить легче, потому что менее заметны огрехи.

ВАЖНО. Выбирая плиту, следует учесть её экологичность, так как нагрев поверхности летом вызовет выделение вредных веществ, что неблагоприятно скажется на здоровье семьи.

Каждую плиту внимательно рассматривают, оценивают её качество. Стоит отказаться от покупки материала, обладающего следующими недостатками:

  • Неоднородная структура внешней стороны.
  • Слишком яркий цвет.
  • Неравномерная окраска.
  • Пятна тёмного цвета на обратной стороне.
  • Сгустки материала в структуре.
  • Гладкая, с повышенным блеском поверхность.

СОВЕТ. Постучав двумя экземплярами друг об друга, можно определить их качество: глухой звук говорит о непрочности материала. Качественная плита должна быть звонкой.

Расскажем на страницах нашего сайта все о ремонте тротуарной плитки своими руками! Вы узнаете множество полезных советов и рекомендаций.

А в следующем материале вы узнаете о мощении дорожек тротуарной плиткой! Ознакомьтесь с основными этапами производимых работ.

В этой статье вы найдете несколько вариантов рисунка тротуарной плитки: https://trotuar.biz/kak-vylozhit-krasivyj-uzor-iz-plitki/.

Подготовительные работы

Прежде чем начинать работы, нужно закупить плитку, расходные материалы, инструменты.

Как рассчитать количество необходимого материала

Методика расчёта зависит от рисунка, который предполагается выложить. Сложные композиции требуют особого подхода и конкретных рекомендаций. Количество рассчитывается исходя из выбранного рисунка, после составления предварительного эскизного плана всей площадки.

Если выбраны простые формы, стоит вспомнить школьный курс геометрии и высчитать площадь конкретной геометрической фигуры, которую представляет собой участок или его отдельные части.

Площадь всех частей, которые требуется покрыть, будет браться за основу. Количество плитки на один квадратный метр производителем указывается на упаковке, поэтому путём несложных математических действий вычисляется необходимое количество приобретаемых комплектов.

Специалисты советуют закупать материал с запасом один квадратный метр на каждую часть покрываемой поверхности. Это необходимо, чтобы было меньше стыков в непрямых углах.

СПРАВКА. Существуют специальные онлайн калькуляторы, автоматически рассчитывающие количество плитки после введения параметров (площади участка, размера блоков). Воспользовавшись им, производят точные расчёты.

Дополнительно приобретается бордюр, который устанавливается для предотвращения смещения блоков по краю. Его количество рассчитывается по длине периметра покрываемой площадки.

Приобретая материал и планируя размер покрытия, нужно постараться сделать расчёты таким образом, чтобы по краям не было необходимости укладывать обрезанные экземпляры. Чем меньше обрезанных кусков будет в покрытии, тем эстетичнее оно будет выглядеть.

Что понадобится

Установка тротуарной плитки своими руками требует использования специальных инструментов:

  • Трамбовка
  • Рулетка.
  • Резиновый молоток.
  • Леска или шнур для разметки.
  • Правило.
  • Уровень.
  • Болгарка с дисками по бетону.
  • Мастерок.
  • Грабли.
  • Метла.
Читайте также:  Пинотекс для наружных работ по дереву - виды, инструкция по нанесению

Кроме инструментов приобретают расходные материалы:

  • Песок (на стандартный участок 2-3 тонны).
  • Цемент.

Подготовка основания

Тщательная подготовка основания – залог качественной укладки. После составления плана, выполняется разметка при помощи колышков с натянутой на них ниткой. Предварительно оценивается качество грунта различных частей, выясняются стороны уклона. Если он расположен в сторону дома и дворовых построек, предварительно продумывается система водостока.

Площадки тщательно выравниваются, снимается грунт высотой 15-20 сантиметров. Затем поверхность утрамбовывается. Одновременно производится монтаж дренажных и канализационных труб.

После выравнивания и трамбовки насыпается подушка из щебёнки. Для садовых дорожек из тротуарной плитки своими руками толщина слоя составляет 10-15 сантиметров, для мест парковки и проезжей части толщина щебня увеличивается вдвое.

Подушка трамбуется специальной машиной, укрывается геотекстилем, который предотвратит проникновение песка между щебнем. На участках со слабым, сыпучим грунтом геотекстиль дополнительно укладывается под щебень.

Подготовленная подушка заливается цементно-песчаной смесью (1Х5), сверху насыпается песок такой высоты, чтобы до трамбовки плиты оказались над поверхностью на 1 см.

СОВЕТ. Для подготовки основания целесообразно использовать направляющие из досок по высоте подушки. Особенно тщательной подготовки требует основание в том случае, если на участке мягкий грунт. Его трамбуют после увлажнения.

От качества подготовки основания будет зависеть весь дальнейший процесс.

Важно во избежание ошибок! Если вы хотите знать, как укладывать тротуарную плитку своими руками, посмотрите видео человека, решившего уложить ее неправильно:

Техника безопасности

Организация работ требует соблюдения мер безопасности:

  • Рабочее место освобождается от посторонних предметов.
  • Если плита укладывается на бетонное основание, насечки делаются в защитных очках.
  • Все работы проводятся в резиновых перчатках, чтобы кожа не травмировалась и не разъедалась цементным раствором.
  • Сортировка материала и обработка кромки плитки проводится в плотных рукавицах.
  • Для защиты ног используются наколенники.

На нашем сайте вы также узнаете пошаговую инструкцию по укладке брусчатки своими руками! Как работать с такими элементами мощения поверхности?

Об особенностях укладки керамогранита и как правильно подготовить основание под этот материал — читайте в этой статье.

О том, как сделать ступени из тротуарной плитки своими руками, узнаете, прочитав наш следующий материал: https://trotuar.biz/kak-sdelat-stupeni-iz-trotuarnoj-plitki/.

Как правильно уложить: технология и порядок работ

После подготовки основания под укладку плитки своими руками необходимы следующие действия:

  • Натянуть шнур по краям дорожек и площадок при помощи кольев.
  • Установить по границам бордюры, вкапывая их в почву на нужную высоту. Для большей устойчивости бордюр фиксируется цементным раствором.
  • Для оттока воды устроить дренаж. Труба обматывается геотекстилем, укладывается в подготовленную траншею рядом с бордюром.
  • Далее, начиная от бордюра, начинают укладывать плиты. Ряды можно располагать по диагонали или по прямой. Ряды кладутся от себя, чтобы не разрушалось подготовленное основание, когда рабочие будут по нему передвигаться. Укладываемые дорожки должны быть строго параллельны натянутым шнурам.
  • Для равномерности зазоров между плитками используются специальные крестики.
  • Плита укладывается на песчаную подушку, пристукивается сверху молотком для плотного прилегания к поверхности. Если заметен перекос каких-то экземпляров, блоки поднимают, под них подсыпают цементно-песчаную смесь для выравнивания. Для контроля горизонтали используется строительный уровень.
  • Если на пути укладки встречаются углы или препятствия, их следует обходить целыми экземплярами. Затем оставшиеся места заполняют подходящими фрагментами. Плитка необходимой формы для этих целей обрезается при помощи болгарки с диском по бетону. Заполнение этих участков выполняется в самую последнюю очередь.
  • После укладки всех рядов на сплошном участке швы между плитками засыпаются смесью песка и цемента. Излишки, не просыпавшиеся в щели, обязательно смахиваются веником.
  • После того, как все зазоры будут заполнены песчано-цементной смесью, поверхность поливают водой из шланга, чтобы блоки зафиксировались между собой. На шланг обязательно нужно надеть рассеиватель, чтобы струя воды не выбивала засыпную смесь.

Процесс правильной укладки тротуарной плитки своими руками можете посмотреть в этом видеоуроке по монтажу:

Еще один полезный видеоурок о том, как правильно положить тротуарную плитку своими руками — что для этого нужно и как ее правильно класть:

ВАЖНО. При укладке каждого участка в конце дня его засыпают песчано-цементной смесью и тщательно прометают. Если этого не делать, случайно попавшая влага может испортить внешний вид покрытия ещё до окончания всех работ.

Уход за покрытием

Для долговечности покрытия и сохранения его красивого внешнего вида необходимо соблюдать правила ухода за ним:

  • Плиты регулярно очищают от грязи и пыли, используя при этом нежёсткую щётку плюс специальное моющее средство.
  • В процессе эксплуатации дорожек из швов может выбиваться песок, его нужно подсыпать.
  • Если часть покрытия просядет, перекосившиеся блоки снимают, подсыпают под них цементно-песчаную смесь.

  • В зимний период дорожки очищаются от снега без применения острых инструментов. Скалывать лёд нельзя, иначе повредится поверхность.
  • Нельзя посыпать поверхность солью, она разъест лёд, а заодно внешнюю поверхность. Используя специальные реагенты, сначала тестируют их действие на небольшом отдалённом участке.
  • Повреждённые экземпляры своевременно заменяют, чтобы они не портили внешний вид всей площадки.
  • Читайте также:  Проточный водонагреватель: основные виды, обзор производителей, критерии выбора и основные показатели устройств (125 фото)

    На самом деле, это несложный процесс, с которым можно вполне справиться самостоятельно, но при этом не стоит торопиться. Работа требует тщательности, кропотливости, лучше выполнять работу медленно, тщательно соблюдая рекомендации специалистов.

    Пошаговое руководство по укладке тротуарной плитки

    Для мастеров, которыми осуществляется укладка тротуарной плитки своими руками пошаговая инструкция поможет сберечь бюджет обустройства пешеходных тропинок и паркингов возле коттеджа. Технология одинакова для плитки из бетона и полимерных материалов. Работы следует выполнять летом в отсутствие осадков.

    Особенности монтажа тротуарной плитки

    Данное покрытие позволяет полностью избежать бетонирования и прочих «мокрых» процессов отделки, но только на грунтах с нормальной несущей способностью. Если участок расположен на свежей насыпи, подрабатываемых и проблемных почвах (например, песок пылеватый или чистая глина), имеет сложный рельеф, необходимо бетонирование основания для обеспечения жесткого подстилающего слоя и равномерного распределения нагрузок на грунт.

    На песках, гравелистой, скальной почве, супеси и суглинке достаточно снять пахотный слой и заменить его нерудным материалом:

    • тропинки – песок;
    • парковки – щебень 5/20.

    Щебеночное основание стоянки.

    Чтобы исключить взаимное перемешивание грунта с щебнем и песком, следует выстелить дно котлована геотекстилем и завести этот нетканый материал на боковые стенки. Уплотнять виброплитой необходимо слои по 10 – 15 см толщины максимум.

    Виброплита с электрическим или бензиновым приводом понадобится на дальнейших этапах в любом случае. Поэтому её арендуют или изготавливают самостоятельно. Так же потребуется инструмент:

    • правило – специальное, изготавливается из доски, обычное штукатурное 1,5 – 2 м;
    • киянка резиновая – для укладки тротуарной плитки (ТП) и монтажа поребриков;
    • уровень – предпочтительнее лазерный, но сгодится и пузырьковый, на сложном рельефе – гидравлический;
    • щетка жесткая – нужна для заполнения швов на последнем этапе;
    • УШМ («болгарка») – используется для кроя элементов облицовки;
    • шнур – разметка трассы, уклонов;
    • мастерок и лопата – подсыпка и выравнивание песка.

    Инструмент для мощения ТП.

    Важно! Щебень укладывается в естественном состоянии, песок обильно увлажняется и трамбуется.

    На сложном рельефе вначале производится террасирование подпорными стенами. В противном случае боковые подвижки почвы нарушат геометрию дорожек уже через пару лет эксплуатации.

    Террасирование участка габионами.

    Даже на ровных участках необходим уклон брусчатки, так как материал является водонепроницаемым, а щелей между элементами мощения недостаточно, чтобы быстро отвести ливневые и паводковые стоки. Между бордюрами и плиткой желательно смонтировать лотки ливневки, а под вертикальными стоками кровельных водостоков интегрировать в покрытие дождеприемники.

    Ливневка внутри садовой дорожки.

    Поэтапная технология мощения тротуарной плиткой

    Домашнему мастеру важно понимать, что качество и ресурс покрытия садовых дорожек полностью зависят от грунтовых условий:

    • глинистые почвы вспучиваются неравномерно, нарушая геометрию тротуаров и стоянок;
    • проблемные грунты просаживаются со временем;
    • на склонах и без оконтуривания поребриком плитка расползается.

    Чтобы исправить основание, плитку придется полностью демонтировать.

    При покупке нерудных материалов стоит учесть:

    • на парковках предпочтительнее фракция щебня 20/40 в зависимости от интенсивности трафика и эксплуатационных нагрузок толщиной слоя от 30 см;
    • для дорожек достаточно щебня 5/20 слоем 10 – 15 см;
    • песок лучше выбрать речной или мытый карьерный с минимальным процентом глины;
    • при работе виброплитой коэффициенты уплотнения составляют 1,15 для песка и 1,2 для щебня, поэтому при покупке объем котлована нужно умножить на эти цифры, иначе материала не хватит.

    Тротуарная плитка должна обеспечить необходимое качество экстерьера дорожек и долговечность покрытия. Поэтому облицовку выбирают по признакам:

      конфигурация – квадратные элементы, мелкоформатная мозаика или плитка среднего формата типовых моделей (клевер, катушка, волна).

    Гиперпрессованная плитка тротуарная.

    Важно! Вибролитая продукция стоит дешевле, поскольку проще в изготовлении, обладает оригинальной конфигурацией, сокращает бюджет отделки. Гиперпрессованную плитку сложно расколоть, повредить, этот вариант оптимален для парковок, которые обслуживаются зимой снегоочистителями.

    Разметка и планировка

    В отличие от несущих конструкций разметка приусадебного пространства чаще всего комбинированная:

    • для увеличения художественной ценности используются криволинейные и радиусные формы;
    • прямые трассы размечаются шнурами по обноскам;
    • скругления очерчиваются непосредственно на грунте по лекалам или крупногабаритными циркулями (привязанный шнуром к центральному колышку стержень).

    Разметка дорожки на участке.

    При разметке следует учесть факторы:

      уклоны водоотведения – в различной технической документации 1 – 2 градуса поперек тропинок, 2 – 7 градусов при оформлении плиткой отмостки, 2,5 – 4 градуса по длине дорожек и на больших пространствах при мощении стоянки, патио;

    Уклоны для водоотведения.

    В черноземе содержится органика, которая перегнивает под плиткой и дает усадку. Поэтому рыхлый пахотный слой нужно снять, использовать на грядках, в ландшафтном дизайне или вывезти с участка. Получившаяся планировка называется профессионалами «корытом», в котором и производятся дальнейшие операции мощения ТП.

    Снятие плодородного слоя.

    Важно! Корни взрослых кустов и деревьев опасны для тротуарной плитки, поэтому их выкорчевывают, либо прокладывают маршруты на расстоянии 3 м от них.

    Дренаж и подстилающий слой

    Правильно класть плитку следует на жесткое основание, обладающее дренажными свойствами, поскольку часть ливневых стоков отводится сквозь щели между плитками. Однако естественного дренажа недостаточно, чтобы справиться со всем объемом воды в сильный дождь и отвести стоки кровельного водостока при похождении тропинки возле дома или облицовке этим материалом отмостки. Поэтому необходимо выполнить несколько условий:

    Читайте также:  Обратный клапан для отопления: лепестковый, шаровой и их установка

    • исключить взаимное перемешивание щебня или песка с грунтом за счет укладки геотекстиля;
    • уплотнить подстилающий слой виброплитой послойно до состояния, когда верхние камешки щебня не «играют» под ногой при хождении или на слое песка не остается следов обуви;
    • уложить внутри подстилающего слоя трубы дренажной канализации от дождеприемников под вертикальными стояками кровельного водостока до включения их снаружи тротуара в общую систему, которая отводит их в подземный резервуар;

      Дождеприемники внутри дорожки.

      Если снимается пахотный слой более 40 см, толщина подошвы увеличивается. Для экономии бюджета в этом случае можно использовать в нижнем уровне более дешевые материалы, нежели щебень, речной песок – супесь или суглинок. Их так же необходимо уплотнить виброплитой.

      Монтаж бордюрного камня

      Поребрики (бордюрный камень) гораздо выше плитки (20 см), поэтому по контуру мощения необходимо изготовить траншею аналогичной ширины глубиной 25 – 30 см, чтобы поставить бордюр на слой раствора.

      Траншея для поребрика

      Важно! В местах прохождения лотков ливневки потребуется еще одна траншея, так как высота этих элементов варьируется в пределах 13 – 41 см в зависимости от конструкции и материала.

      Без поребриков тротуары потеряют форму, так как плитка по бокам «поползет». Бордюрный камень нужно положить по шнуру с учетом продольных и перпендикулярных уклонов декорируемых участков на цементно-песчаный раствор. Соотношение ингредиентов 1/3 (цемент/песок, соответственно. Технология имеет вид:

      • мастерком в траншею укладывается раствор;
      • поребрик устанавливается на него и осаживается киянкой по шнуру;
      • снаружи и внутри в 2 – 3 местах раствор укладывается горкой на боковые поверхности бордюра чуть ниже песчаного слоя, на который будет монтироваться плитка.

      Мощение возможно через сутки-двое, после набора прочности цементным камнем.

      Совет! Независимо от размеров лотков ливневки их лучше смонтировать вдоль бордюров вместе с ними на этом же этапе. Эти элементы так же устанавливаются на раствор, которому требуется время для отвердевания.

      Мощение плиткой

      Существуют методики укладки ТП на цементно-песчаный раствор (для эксплуатации в тяжелых условиях), сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно) и на чистый речной песок. Практика доказала, что при добавлении в сухую смесь цемента застройщик никаких дополнительных преимуществ не получает, зато резко снижается ремонтопригодность покрытия и увеличивается бюджет отделки. Поэтому в 80% случаев плитка монтируется на сухой песок по технологии:

        маяки – изготавливаются из доски или металлопроката, на дорожках небольшой ширины маяками автоматически становятся поребрики;

      Выравнивание песка самодельным правилом.

      Совет! Установка бордюрного камня в торцах дорожек не всегда возможна. Чтобы предотвратить расползание, на таком участке последние два ряда монтируются на цементно-песчаный раствор.

      Способы примыкания ТП к грунту и стяжкам.

      Нюансы укладки тротуарной плитки

      Проблемы при мощении обычно возникают при оформлении криволинейных участков. Простейшим вариантом на радиусных тропинках является укладка прямоугольных элементов:

      • плитку ориентируют длинной стороной по ходу движения;
      • работы начинают от меньшего радиуса;
      • каждый элемент смещается относительно соседнего;
      • поперечные и вертикальные швы расположены клином.

      Прямоугольная ТП на поворотах.

      Если застройщик выбрал коллекцию плитки со сложной конфигурацией (например, «клевер»), методика мощения кардинально меняется:

      • швы смещаются под 45 – 60 градусов по длине извилистого участка;
      • поверхность заполняется цельными элементами;
      • возле бордюров укладываются куски.

      Облицовка радиусных участков плиткой Клевер.

      Реже применяется технология «Луч», когда ТП прямоугольного формата ориентирована перпендикулярно бордюрам.

      Вариант оформления криволинейных дорожек.

      На сложных радиусных перекрестках и крупных участках направление швов может меняться для увеличения художественной ценности композиции.

      Декорирование сложного радиусного перекрестка.

      Проще и дешевле всего мостить дорожки, зоны отдыха и паркинги на участке по прямым трассам. На радиусных участках следует учесть вышеприведенные рекомендации. Для проблемных грунтов следует изготовить жесткий бетонный подстилающий слой.


      Совет! Если вам нужны мастера по ремонту пола, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России. Без вашего желания никто не увидит ваш номер телефона и не сможет вам позвонить, пока вы сами не откроете свой номер конкретному специалисту.

      Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

      Как сделать мотоблок своими руками — подробная инструкция изготовления различными способами, узнайте из чего можно сделать мотоблок в обзоре! (125 фото +видео)

      Фермеры и дачники не понаслышке знают, сколько сил и времени отнимает работа на земле. А когда площадь последней превышает традиционные 6 соток, тогда объем труда растет в геометрической прогрессии. И здесь самое время воспользоваться мотоблоком.

      Но как быть тем, кто не могут позволить себе приобрести соответствующий агрегат, а если и могут, то только китайского производства, намекающего не предстоящие поломки?

      Все просто – надо ответить на вопрос, как сделать мини-мотоблок своими руками, чтобы не покупать менее мощный культиватор и не возиться подолгу с обработкой земли?

      Краткое содержимое обзора:

      • Мотоблок: назначение
      • Мотоблок: устройство
      • Мотоблок: поиск силовой установки
      • Мотоблок: поиск остальных запчастей
      • Готовый мотоблок: перспективы модернизации
      • Фото мотоблоков своими руками

      Мотоблок: назначение

      Мотоблок – механизированная техника для сельскохозяйственных работ. В зависимости от типа двигателя питается бензином или дизелем.

      По сравнению с трактором мотоблок имеет малые габариты, что делает его удобным для обработки земель малой и средней площадей (0,1-1,0 Га).

      Характер обработки зависит от навесного оборудования мотоблока:

      • Плуг – для вспахивания грунта;
      • Чеснокосажалка – для посева чеснока;
      • Картофелекопалка – для сбора клубней картофеля;
      • Аэратор – для орошения культуры;
      • Ковш – для уборки снега и грунта;
      • Прицеп – для транспортировки урожая и прочих грузов.

      Соответствующие насадки идут на все чертежи мотоблока при условии, что они представлены одним и тем же производителем.

      Хотя есть исключения – когда навесное оборудование подходит под все модели. В любом случае благодаря насадкам мотоблок становится универсальным помощником на ферме и не только.

      Мотоблок: устройство

      Тематический агрегат представляет собой колесное шасси, на котором размещен двигатель мощностью до 14 л.с. Мотор питается дизелем или бензином, чтобы задавать ход шасси через редуктор.

      В результате пользователь мотоблока без усилий толкает технику вперед, держа ее за ручки. На последних размещены клавиши пуска и скоростного режима.

      Ходовая мотоблока представлена двумя колесными осями с толстыми покрышками. Зимой покрышки лучше оснащать цепями, чтобы агрегат не скользил по снегу и гололеду.

      А вот для лучшей проходимости по влажному грунту оси с шинами рекомендуется заменять металлическим грунтозацепами.

      Альтернативный вариант – гусеничный тракт. Но тогда возникает вопрос: «как сделать гусеницы на мотоблок своими руками и какие материалы и средства для этого применять?».

      Для изготовления тематических гусениц энтузиасты используют:

      • Транспортерную ленту и звенья, разрезанные из профильной трубы;
      • Разрезную покрышку от автомобиля и другой транспортной техники.

      Отсюда выясняется необходимость использования болгарки для распиливания металла и разрезания покрышки. Также понадобится пневмоинструмент для врезания крепежных элементов.

      Мотоблок: поиск силовой установки

      Простое устройство мотоблока позволяет собирать его с нуля, заимствуя разные детали у агрегатов-доноров.

      Для примера в качестве силовой установки хорошо себя зарекомендовали:

      • Мотор от бензопилы;
      • Двигатель от мало- и среднекубатурной мототехники – «Муравей», «Рига», «ИЖ», «Днепр»;
      • Двигатель от автомобилей «ЗАЗ», «ВАЗ».

      Первый вариант вырабатывает мощность, которая больше сродни культиватору, а не таким видео, как сделать мотоблок своими руками, где крупный агрегат задает ритм не менее крупным колесам.

      Поэтому, выбирая силовую установку для будущего мотоблока, надо руководствоваться площадью, которую ему предстоит обрабатывать.

      Мотоблок: поиск остальных запчастей

      Заимствование двигателей у легкового транспорта удобно тем, что соответствующая техника может наличествовать нужными редуктором и трансмиссией. Тогда энтузиасту остается подогнать колесное шасси и раму под «механику» и силовую установку, а не наоборот, что гораздо трудней.

      Для изготовления колес, которые выдержат мотоблок, можно использовать:

      • Тормозные барабаны;
      • Автомобильные диски «Жигули».

      Мотоблок своими руками из того что было под рукой.Ходовые испытания в пашне.

      Случайно попал мне в руки из металоприемки убитый редуктор с рамой от цилины. Кто то новый редуктор запорол работая без масла. Подшибники игольчатые заклинили, и съело все валы в редукторе. Помимо убитыйх валов разорвало блок звёздочек. Хозяин не захотел ремонтировать, и сдал новый редуктор в метал. Я увидев его загорелся идеей собрать для дома мотоблок. Привез домой груду металла и начал разбираться, что да как.

      Для начала заказал новые валы на заводе. Магазиные валы доверия не внушали. Токарь изготовил по размеру валы, и покрыл цементацией.

      Отмыл корпус редуктора, прокладку вырезал из картона толстого. Паранита не оказалось под рукой.

      Купил новые подшибники, собрал редуктор. Цепи без износа, и не вытянутые. Звёзды без износа тоже, что порадовало. Все установилось без люфтов.

      Скрутил весь редуктор, заправил дизсмаской в перемешку с нигролом. Мотор мб, и Лифан лежали в гараже в н/з. Решил поставить китайца, но под него нужно было переходную плиту под мотор. Купил черным цветом по мотор, и редуктор.

      Но не все так просто, переходник не хотел приворачиваться к раме. Болт попал мимо отверстия в раме. Пришлось изготовить пластины, и с ними закрепить мотор.

      Плиту закрепил, занялся рулём. Руль товарищ подогнал от мб1 луч. Так как на цилине крепится руль к трубе сзади, изготовил держатели руля самодельные на болтах.

      Привернул руль, токарь изготовил удлинители колес, из толстостенной трубы. Флянцы для крепления колес взял с немецкой сеялки с ступиц срезал.

      Изготовил ролик натяжения ходового ремня из ваз нятяжника.

      Собрал мотоблок в кучку, установил колеса. Первые ходовые испытания прошел удачно, передвигаясь по двору.

      Изготовил заднюю скорость немного по-другому не как на цилине.

      Испытания показали, что этот конструктив имеет смысл быть. Ремень висит свободно не трётся об шкив. Сварил самодельное сцепное устройство из уголков. Сварщик из меня никакой, только учусь варить.

      Просверлил отверстия предварительно замерив заводское сцепное.получилось как то так.

      Прикрутил на место, встало как родное.

      Провел ходовые испытания в пашне с плугом, всё отлично получилось. Даже на ваз колёсах идёт уверенно без пробуксовок легко без напряга.

      Сначало начал без задней скорости пахать. Просто не возможно это делать. Мотоблок очень тяжёлый. Изготовил ручки самодельные из труб от глушителя. Всё работает как заводское.

      Огород вспахан без особых усилий, получилось красиво.

      Но не без травм, разрезал руку об железо кровельное на доме во время движения . Будьте аккуратные, никогда не спешите как я.

      После рабочего дня бурного, работяга отдыхает. Справился с своей задачей на 100% .

      На сборку ушло 2 вечера, по бюджету вышло 2000₽ токарка, з/ч недостающие. В планах изготовление переднего адаптора.

      Комментарии 33

      Алексу респект! Проделано много знаю не по наслышке на фото и в словах не передать.чтоб каждую деталь подогнать и мысленно представить что и как должно работать тут золотых рук мало ещё и голова должна работать. Судя от увиденного у автора голова и руки имеются что всё реже встречается в нынешнее время. Получилось супер, рад за тебя от души))
      Вот мой мотоблок мб -90 с 92 гв — куплен и отреставрирован

      Да верно говорите 2 ночи не спал, строил в голове прощитовал действия. Пока сделал на пробу, дальше будет востановление с покраской. Ваш просто бомбический, красоты немыслимой. У вас у самого золотые руки. Спасибо за правильные слова). С меня подписка в Ютубе.

      Переходная плита под двигатель на сезон хватит, лопнет от вибрации . Я два редуктора таких переделывал, а именно фланцы под 306й два сальника + их защита и валы делал новые с нормального метала + износостойкое хромникелевое напыление в местах подшипника сальника, один третий сезон работает, второй первый . Сейчас хочу себе сделать цельный вал на МБ 2

      У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

      У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

      У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

      У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

      У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

      У меня такая плита на мб2 уже 10 лет ходит ничего не лопнуло. Время покажет так то толстая, хотел из уголков варить, а у плиты толщина одинаковая . Не стал делать, купил. У одного человека видел на подушках резиновых двигатель, говорит норм всё, а то тоже замучился рвет без конца плиту. Про подшипник учту и крышки спасибо.

      Да заморочились конкретно по мотоблокам) усовершенствовали хорошо вы их.

      А можно про задний ход по подробнее?!

      Привет, конечно можно.

      Вот это мощно.
      Молодец!

      Отлично! Только я бы редуктор солидолом набил. У меня 2 мотоблока с таким редуктором, один с 87 года, второй в прошлом году купил, оба набиты солидолом с завода. Тот, который 87 года в прошлом году первый раз перебирал редуктор-заменил подшипники и сальники. Думал хана ему, когда редуктор провернуло и съездил купил новый, в итоге восстановил

      Я зимой использовать буду мотоблок, с салидолом трудно ему будет в мороз однозначно.

      Отлично! Только я бы редуктор солидолом набил. У меня 2 мотоблока с таким редуктором, один с 87 года, второй в прошлом году купил, оба набиты солидолом с завода. Тот, который 87 года в прошлом году первый раз перебирал редуктор-заменил подшипники и сальники. Думал хана ему, когда редуктор провернуло и съездил купил новый, в итоге восстановил

      1. У вас точно такой редуктор ?
      2. И на заводе его солидолом заполняют ?
      3.Сколько солидола надо?
      4 А можно литол ?
      Просто задрала проблема текущих сальников .
      Спасибо .

      Как сделать мотоблок

      Мотоблок – нужный агрегат, но дорогой. К счастью, сделать это можно самостоятельно. Подробнее читайте в статье.

      Работа по обработке участка вручную требует много сил и временных затрат. Намного проще использовать специальный агрегат, позволяющий сократить время на вспашку и другие работы с грунтом. Новый мотоблок легко найти в магазине, но дешевле изготовить самостоятельно.

      Конечно, для некоторых это будет трудно. Но в том, чтобы собрать машину самостоятельно, есть много плюсов. Один из них: будете знать устройство агрегата и при поломке сразу устраните причину.

      Чертеж мотоблока

      Чтобы собрать машину с нуля, нужно умело орудовать подручными материалами. Основа – бензопила, если её нет, то подойдут также мотороллер или мопед. Они наверняка найдутся в гараже. Если хочется по итогу получить более мощную машину, то используйте устаревшую модель мотоцикла.

      Перед тем как собирать мотоблок, желательно получить базовые знания и представление о том, что нужно делать. Поможет обучающее видео. Затем приготовьте инструменты для создания чертежа. На нём указываются в подробностях детали. Не умеете рисовать – не проблема. Главное, чтобы схема была понятна вам.

      1. силовой агрегат культиватора;
      2. металлический защитный кожух;
      3. топливный бак;
      4. колесо с грунтозахватами и другие основные детали, которые могут вызвать вопросы.

      Необходимо использовать следующие инсрументы, которые пригодятся при сварке и сборке агрегата.

      Инструкция по строительству мотоблока

      Делаем раму мотоблока

      Должна быть сварной, но прочность необходимо сохранить, так как именно к ней будут прилегать другие детали. Пригодятся ненужные трубы из железа и сплава. Вновь понадобится схема. От прежней конструкции понадобится убрать переднюю вилку, а также другие элементы, которые могут как-то поприпятствовать мешать.

      Сзади прикрепляется механизм для сцепки с остальным оборудованием. Если не совсем ясно, то видео или пособие поможет разобраться.

      Двигатель мотоблока

      Что подойдёт в качестве двигателя, было уже сказано ранее, но, чтобы сделать агрегат полезнее, мощности двигателя может не хватить. Тогда приобретите или найдите дизельный мотор от мотоцикла.

      Сперва перестройте систему охлаждения. Это легко можно сделать, используя 12-ти вольтный движок. Одновременно с этими процессами неспеша меняется клапан. Итог – улучшение характеристик. Когда двигатель готов, его прочно крепят.

      Важно понаблюдать за тем, чтобы он не болтался и не выпадал при движении. Прикрепляют рычаг. Им может быть прутик. Длина ручки выбирается самостоятельно, главное, чтобы была удобна владельцу.

      Также потребуется деталь, которая защитит от едкого запаха. Его сделать совсем просто из подручных средств. Подойдёт железная банка из под кофе, например. Топливным баком послужит любая ёмкость, не пропускающая жидкость.

      Трансмиссия мотоблока

      Для самодельной машины потребуются цепи, звёздочки и переходной вал. Их можно найти у уже отжившей своё время техники. Ступицы звёздочек просто сделать без определённых знаний, достаточно представить как это должно выглядеть и иметь достаточно железа. Для редуктора потребуются пластины из железа, а также диски цилиндрической формы с зубьями.

      Инструкция и план действий должен быть очень простым, чтобы система работ механизмов была понятной. Необходимо установить обычную роликовую цепь с звёздочками. Важно, чтобы был понятен принцип работы. Если нет – посмотрите объясняющее видео.

      Благодаря установке данного приспособления, улучшается управляемость агрегатом. Ходоуменьшитель можно сделать своими силами, но легче купить.

      Ходовая часть мотоблока

      Лучше выбирать пневмоколёса, чей диаметр не больше 10 дюймов. Подойдут от легковых автомобилей. Если потребуется работать на заиндевевших почвах, то можно заменить обычные колёса железными. На самодельном культиваторе вместо колёс можно установить почвофрезу для того, чтобы можно было вскопать грунт.

      Устройство управления

      Голова машины – человек. Без него она бесполезна. Для этого предназначены рукоятки. Их можно сделать самостоятельно из двух толстых железных труб. Для удобства, придайте им такую форму, которая будет удобна вам.

      На концах устанавливают ручки газа и муфты сцепления. С коробкой передач не должно возникнуть проблем. Рычаги лучше всего сделать из металлического прутика. Необходимо закрепить рычаги тормоза, а также переключатель скоростей.

      Рулевой адаптер тоже подойдёт. В таком механизме сошка является сцепкой. Можно использовать шаровую опору, которая даст возможность укрепить сцепку и сделать её независимой. Вновь обратитесь к видео, если что-то не понятно.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: