Роспись по дереву
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства – росписи по дереву.
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками . Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Виды росписи по дереву
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!
Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.
Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.
Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.
Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.
Основные цвета в хохломе:
Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.
2. Городецкая роспись.
Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.
Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.
Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.
3. Мезенская роспись.
Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный .
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.
Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!
Смотрите наши мастер-классы и используйте промокод BLOG20 на скидку 20% в нашем интернет-магазине! Скопируйте промокод в поле “ввести купон” при оформлении заказа.
С чего начать и как делать роспись по дереву
Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.
После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе
Алгоритм росписи по дереву для начинающих:
1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.
2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.
3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.
4. Закрепление акриловым лаком.
Материалы для росписи
Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:
• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.
• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.
• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.
• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.
Подходящие краски
После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.
Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.
Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.
Кисти для росписи по дереву
Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.
Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.
Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!
И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.
Удивительное и прекрасное в народном творчестве: роспись по дереву
На чтение: 6 минут Нет времени?
Самобытность народной росписи деревянных изделий актуальна во все времена. Сегодня это не утратившее своё эстетическое значение творчество остаётся популярным. В сегодняшнем обзоре HouseChief предлагает узнать о возможностях старинного ремесла в современном искусстве, поэтому вашему вниманию представлена роспись по дереву.
Читайте в статье
Поговорим об основных видах росписи по дереву
На слуху у многих жостовское направление, гжель, хохлома, но стоит узнать больше, ведь есть и другие виды росписи. Можно попробовать свои силы в каждом виде поочерёдно, получив ценный опыт и эстетическое удовольствие.
Живая мезенская и петриковская роспись по дереву
Мезенская роспись посвящена орнаменту, выступающему в роли главного декоративного элемента. Сюжет составляют милые обитатели леса, а также лошади.
Определить, что понравившееся направление относится к мезенской разновидности, можно по следующим признакам:
- использование красных и чёрных цветов в орнаменте;
- дробность узоров в виде звёзд, ромбов, дисков, чёрточек и крестиков;
- картина кажется подвижной из-за многократно повторяющихся узоров.
Наносят такой тип росписи на негрунтованное дерево, используя как базу красноватую охру.
Мотив петриковской росписи растительный, цветочный и ягодный. Это прекрасные и сказочные картины. Контур наносить не нужно, здесь главное острый глаз мастера и его умение. Работать нужно очень тонкой кистью, кое-кто из мастеров ловко орудует стеблями растений. Ягодки иногда рисуют подушечками пальцев.
ФОТО: tnu.podelise.ru Основные элементы петриковки
Сказочная гжель и городецкая роспись
Гжель запоминается с первого взгляда на изделия, которые оформлены в этой технике. В такой художественной росписи основные цвета белый и синий. Синие узоры и рисунки нежно оттеняются белым фоном.
ФОТО: liveinternet.ru Сюжеты сложные, но эскиз под них не используют
Интересно, что первоначально гжелью расписывали игрушки для детей и сосуды для аптекарских нужд. Но в XIX веке производство фарфора дало направлению новую жизнь, но умельцы по-прежнему используют гжель для росписи деревянных изделий.
У гжели есть свои особенности. Редко эта роспись обходится без роз-агашек, пейзажей с зимой, сказочных сюжетов. Рисунок на фарфоре всегда должен быть покрыт глазурью и поставлен на обжиг.
Можно описать технику несколькими этапами:
- сначала наносится базовый белый фон;
- прорисовываются крупные элементы;
- наносятся дополнительные штрихи белым тоном, что подчеркнёт контраст.
Теперь поговорим о прекрасной городецкой росписи. Основным её нюансом является способность белого штриха внести оживление в сюжет. На деревянных изделиях словно оживали вороные кони на изящных и тонких ногах, горделиво вышагивающие петухи с восхитительными хвостами, а также живописные сцены из купеческой жизни.
ФОТО: nnwelcome.ru Городецкие мотивы декорированы цветочным орнаментом
Городец остался популярен как декоративно-прикладное искусство на шкатулках, хлебницах, ложках, ларцах, детских игрушках, ставнях, предметах мебели и быта.
ФОТО: youtube.com Красота городецкой живописи
Весёлая хохлома и жостовская роспись
Хохлома сразу распознаётся характерными цветами: чёрным, жёлтым, красным, золотым.
ФОТО: culture.ru Фон рисуют чёрным или жёлтым, а уже на нём изображаются цветочные орнаменты
Рисунок золотят, но используют при этом не золото, а древнюю иконописную технику с нанесением серебра с маслом и доведением до результата высокой температурой. Так олифа в итоге даст нужный оттенок золота.
ФОТО: schci.ru Иногда в хохломе применяют зелёную краску
Рисунок наносят без эскизов, включая в сюжет рябину, землянику, ветки, цветки, иногда можно увидеть животных.
Жостовская роспись украшала металлические подносы, но постепенно её оценили и мастера по дереву. Основным сюжетом принято считать цветочные композиции, изображённые на чёрном фоне.
ФОТО: culture.ru В центре рисуют самые крупные цветы, а по краям уже те, что мельче
Важную роль играют тени, создающие визуальный объём. В краситель добавляется сусальное золото, металлический порошок и перламутр, поэтому кажется, что жостовские изображения светятся особым светом.
ФОТО: souvenirdvor.ru Волшебные мотивы оживают под кистью мастеров
Прочие разновидности
Многие интересуются другими видами декоративно-прикладной росписи: палехом, федоскинской живосписью, росписью Северной Двины и Прикамья.
ФОТО: youtube.com Для палеха характерен сюжет русских народных сказок, изображённых обязательно на чёрном фоне
ФОТО: juicyworld.org Федоскинская роспись также использовала чёрный фон, но главным персонажем является портрет человека
ФОТО: mydocx.ru Роспись Северной Двины использует красный или оранжевый тон, а базовый фон бело-жёлтый
Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием.
Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.
Важно! Эксперименты не нужны, есть специальная шпаклёвка по дереву, её и следует использовать для заделки дефектов и отверстий.
ФОТО: priceguard.ru Дерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделия
После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.
Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.
Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
Если вы обладаете талантом в живописи, то можно сразу наносить задуманный сюжет согласно выбранному направлению на основу. Но, если есть некоторые сомнения в удачности задуманного, лучше перенести готовый рисунок.
Работаем по трафарету
В интернете несложно найти подходящий рисунок. Можно распечатать его на принтере и прорезать линии резаком или канцелярским ножом. Останется перевести линии простым карандашом.
ФОТО: gepur-shop.ru Этот способ подходит только для очень простых сюжетов
Старая добрая калька позволяет нанести на деревянную поверхность сюжет любой сложности. Для удобства кальку следует закрепить скотчем.
Совет! Обращаем внимание на то, что калька работает зеркально, то есть рисунок будет отображён с другой стороны.
Третий способ нанесения рисунка заключается в использовании утюга и плотной бумаги. Лазерным принтером распечатывается сюжет и прикладывается печатью к дереву.
ФОТО: rubankom.com Останется прогладить лист горячим утюгом, что перенесёт краску на поверхность изделия
Точечная методика переноса
Это подходящий вариант для тех людей, которые с рисованием на «вы». На основу наносят очень много точек, а их уже нужно будет соединить непрерывной линией. Эта техника хороша и для прорисовки мелких элементов сюжета.
Рисование по эскизам
Для эскизов используется копирка. Её красящей стороной нужно приложить к заготовке, а выбранный сюжет положить сверху и обвести по контуру.
Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.
Совет! Если вы начинающий мастер, берите краски проще, а после оттачивания навыков уже переходите на дорогостоящие профессиональные варианты.
Гуашь
Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.
ФОТО: mr-shkaff.ru Гуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слою
Акварель
Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.
Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.
ФОТО: gidpokraske.ru Живопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать
По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.
Акриловые краски
Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.
ФОТО: ampottery.com Плюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративная
Масляные краски
С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.
Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.
Анилиновые краски
Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.
ФОТО: store.russianarts.online Рисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу
К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.
Важно! Анилиновыми красками не наносят один и тот же мазок дважды!
Темперные краски
Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.
ФОТО: rubankom.com Темпера делается на основе яичного желтка или растворе клея
Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.
Идеи для росписи по дереву с фотопримерами
Полюбоваться галереей идей росписи по дереву просто приятно для души.
Техника росписи по дереву и ее особенности
Одним из старейших видов творчества и рисунка считается роспись по дереву. Данный способ декорирования был широко распространен на Руси, с помощью красок расписывали деревянные доски, оформляли панно, подносы и шкатулки. Чтобы научиться самостоятельно декорировать деревянные предметы, нужно лишь изучить основные техники росписи.
Основные виды росписи
Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.
В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.
Техники росписи бывают трех видов:
- Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.
- Городецкая роспись – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.
- Мезенская роспись – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.
Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.
Как расписать кухонную доску акриловыми красками?
Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.
Для работы потребуется:
- разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
- указанные краски необходимых цветов;
- кисточки;
- трафареты для росписи.
Выбирайте качественные художественные акриловые краски, которые имеют достаточную густоту – именно так рисунок будет насыщенным.
Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева . После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.
Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.
После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.
На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.
Роспись дерева акварелью и ее особенности
Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.
Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.
Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:
- способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
- отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
- нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
- возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.
Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.
Гуашь для росписи как альтернатива
Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.
Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:
- Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
- Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
- Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
- Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
- Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.
Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.
Наносить лак на готовое изделие необходимо в несколько слоев, но после полного высыхания предыдущего слоя. Кухня – место, где постоянно воздействует влага, поэтому данный этап считается обязательным.
Методы перевода рисунка на основу
Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:
- Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.
- Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.
- Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.
Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.
Мастер-классы по росписи дерева (2 видео)
Роспись по дереву: выбор краски, компоненты и инструменты, техника росписи
Роспись по дереву – это достаточно старая, но все еще вполне актуальная техника изготовления декоративных объектов, которая используется в том числе и в интерьерных работах. Для освоения данной методики не требуются особые навыки (впрочем, чем лучше вы рисуете, тем лучше будет результат), так что наша статья будет полезна не только опытным мастерам, но и новичкам.
Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!
Материалы для работы
Выбор краски
Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:
Профессиональный художественный акрил
Краска | Особенности |
Акрил | Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением. |
- Легко наносится на подготовленную поверхность.
- Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
- Достаточно быстро сохнет.
- Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.
Темперные краски в тубах
Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.
Компоненты и инструменты
Справиться с задачей без подходящего набора инструментов невозможно
Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.
Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:
- Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
- Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
Обратите внимание!
Шпатлевку для работ по дереву можно купить в готовом виде, а можно изготовить своими руками, смешав клей ПВА, мелкие древесные опилки и масляную краску нужного оттенка.
Желательно, чтобы шпатлёвка была как минимум не темнее основной детали, поскольку в таком случае придется тратить время и силы на маскировку темного пятна.
- Водные, спиртовые или масляные морилки.
- Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
- Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).
Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:
Нам понадобятся кисти разной формы и размера
- Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.
Обратите внимание!
Если ранее вы не занимались ни росписью, ни рисованием вообще, то пробовать свои силы можно и синтетическими кистями.
Качество у них не ахти, но и стоимость вполне бюджетная.
- Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
- Валики – для обработки больших поверхностей.
Для работ по трафарету можно использовать валики
- Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.
Пример использования трафарета
Среди вспомогательных предметов можно выделить:
- Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
- Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
- Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
- Баночки с водой – для мытья кистей и разведения краски.
Обратите внимание!
При работе с художественным акрилом на спиртовой основе вместо воды специалисты рекомендуют использовать смесь водки с водой (1:1).
Применение такой смеси позволяет наносить акриловые краски ровно, без разводов и обтекания.
Техника росписи
Подготовка поверхности
Теперь, когда все необходимое у нас есть, можно приступать к работе. Ниже приводится инструкция, которая описывает методику выполнения основных операций по росписи деревянного изделия.
Совет!
Начинающему художнику стоит практиковаться на заготовках, которые легко можно найти в специализированных магазинах.
Если же азы вы освоили, то можно переходить к украшению мебели, изготовлению декоративных панно и т.д.
Чтобы краска легла ровно и держалась прочно, древесину нужно подготовить к росписи.
Делается это так:
- Если объект изготовлен из нескольких деталей, то все щели между ними нужно тщательно зашпаклевать. После завершения шпаклевки оставляем изделие до тех пор, пока материал не высохнет и не станет достаточно твердым для шлифовки.
- Берем наждачную бумагу и обрабатываем окрашиваемые поверхности для удаления всех неровностей. При этом важно постепенно уменьшать размер абразивного зерна: так мы получим равномерную шелковистую текстуру.
Шлифовку выполняем строго вдоль волокон, как показано на фото
- При обработке следим, чтобы наждачная бумага не делала заусенцев. Для этого все движения выполняем исключительно вдоль волокон.
- Завершив шлифовку, обеспыливаем поверхность. Для этого достаточно протереть дерево влажной ветошью и дать ему высохнуть.
После высыхания переходим к грунтовке.
Здесь можно поступить двумя способами:
- Во-первых, дерево можно пропитать морилкой.
- Во-вторых, можно нанести грунтовочный слой. В качестве грунта для дерева под покраску может использоваться разведенный водой клей ПВА, краска в аэрозольном баллоне (желательно матовая) или акриловая/темперная краска, которую мы наносим широкой кистью или валиком.
Перед началом работы грунтуем деталь
Обратите внимание!
Поскольку акриловые краски для росписи по дереву отличаются хорошей укрывистостью, ими можно работать и по темному грунту.
А вот темпера или акварель обладают достаточно прозрачной текстурой, потому темная основа будет просвечивать, так что лучше брать светлый грунт.
Нанесение контуров
Даже если вы хорошо владеете техникой росписи, все равно работать нужно по предварительно нанесенному эскизу.
При этом создать изображение на деревянной поверхности можно несколькими способами:
- Во-первых, мы можем нарисовать нужный нам орнамент или картинку простым карандашом. Для облегчения работы на объект наносим масштабную сетку, после чего рисуем по ней, соблюдая пропорции.
Переносим рисунок на основание
- Во-вторых, можно скопировать готовый рисунок. Распечатываем изображение на принтере, подкладываем под него лист копировальной бумаги и обводим контуры простым карандашом или пластиковым стержнем.
Совет!
Следы от копировальной бумаги с дерева легко стираются, потому роспись нужно выполнять аккуратно, стараясь не стереть нанесенные линии.
- В-третьих, геометрические орнаменты часто не копируют, а перекалывают. Для этого лист с рисунком закрепляем поверх доски и тонкой иглой наносим на дерево неглубокие проколы в ключевых точках. После этого снимаем бумагу, а отметки на дереве соединяем линиями с помощью линейки.
- Наконец, можно использовать готовые шаблоны для росписи по дереву. И хоть их обычно применяются непосредственно на этапе нанесения краски, по шаблону или трафарету можно скопировать нужный рисунок, что позволит нам ориентироваться при росписи.
В некоторых случаях простым нанесением контура дело не ограничивается. Изображенные линии можно либо прорезать резцом, сформировав рельефные углубления, либо обработать выжигателем. В этом случае декорирование будет выполнено в комбинированной технике.
Роспись и лакировка
Теперь у нас все готово, и мы можем начинать сам процесс росписи.
На этом этапе результат напрямую зависит от вашего мастерства, потому ниже мы приведем только основные советы:
Сначала наносим контуры основных объектов
- Прежде чем приступить к работе, тщательно перемешиваем все краски. Особенно важно хорошенько встряхивать баночки с акрилом и гуашью: от длительного хранения эти составы расслаиваются, и пигмент оседает на дно.
- Затем выкладываем небольшое количество краски на палитру и разводим ее водой до нужной консистенции. Краски в баночках иногда можно использовать без разведения, но и в этом случае кисть нужно обильно смачивать. Если этого не сделать, то пигмент ляжет неровно, а при высыхании будет трескаться и деформироваться.
Роспись – самый сложный этап
- Роспись выполняем ровными мазками, при необходимости нанося краску в несколько слоев. Вначале прорисовываем крупные элементы и прокрашиваем фоновые области, затем переходим к мелким деталям.
Совет!
Для изображения однотипных повторяющихся частей рисунка – звездочек, цветочков, снежинок и т.д. – используются трафареты по росписи по дереву.
Лучше потратить полчаса на вырезание шаблона в листе пластика, но зато потом «штамповать» идеально совпадающие по форме и размеру детали орнамента за несколько секунд.
После завершения росписи рисунок стоит защитить.
Для этого выполняем лакировку:
- Первым слоем наносим нитролак (нитроцеллюлозный прозрачный состав, маркировка НЦ). Нитролак укладываем тонким слоем прямо на краску и оставляем сохнуть в течение часа.
Крышка с рисунком после обработки матовым лаком
- В качестве второго слоя можно использовать художественный пентафталевый лак (ПФ), а также алкидно-уретановые (АУ) и алкидно-акриловые (АС) составы. Они обеспечат надежную защиту рисунка и деревянного основания от влаги.
- Третий слой также наносят художественными составами, используя пентафталевые или масляные лаки.
После завершения лакировки изделием можно пользоваться, не боясь повредить рисунок.
Заключение
Роспись по дереву акриловыми красками и другими составами может освоить любой из нас. Конечно, для достижения отличных результатов придется «подтянуть» технику рисунка, но используя трафареты и шаблоны, а также ориентируюсь на советы, которые содержит видео в этой статье, можно вполне успешно справляться с большинством задач, даже не будучи художником.
Живут и дышат – многообразие русских видов росписи по дереву. Почему старинные промыслы возрождаются, чем они интересны
Хохлома давно стала столпом русской росписи. С этим трудно спорить, вот только видов росписи талантливый русский народ породил много больше, и они заслуживают не меньшего внимания. Какие виды росписи по дереву стали достоянием народного искусства? Почему хохлома известнее, чем, например, пермогорская роспись? Почему эти художественные направления на самом деле интересно изучать? И что нужно для того, чтобы освоить один из видов русской росписи? Ответы ищите здесь.
Мезенская
Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.
Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:
- Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
- Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
- Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
- Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
- Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
- Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
- Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.
Городецкая
Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).
5 главных тезисов – городецкая роспись:
- Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
- Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
- Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
- Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
- Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.
Хохлома
Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.
Что нужно знать о хохломе:
- Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
- Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
- Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
- В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
- Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
- Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
- Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.
Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.
Прикамская
В старину этой росписью декорировали стены домов, двери и мебель. На светло-оранжевом фоне в красном цвете изображали анималистичные и растительные мотивы. Название промысла связано с территорией, что прилегает к реке Кама в Пермском крае.
Все рисунки прикамского промысла – это те же сакрализованные пожелания счастья и благополучия, достатка в семье. В сам термин «прикамская роспись» входит два десятка техник.
Основные мотивы промысла:
- вазоны с пышными цветами;
- птицы и животные;
- кусты с плодами;
- сюжетные сцены с людьми.
Попробовать прикамскую роспись по дереву можно гуашью, акрилом. Подходящие для декорирования поверхности – шкатулки, доски, хлебницы, короба, деревянные игрушки.
Северодвинская
Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.
Борецкая роспись
Что нужно знать об этом направлении:
- сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
- в основном ею декорировались прялки;
- вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
- северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.
Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.
Пермогорская
Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.
Особенности техники:
- птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
- посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
- бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
- приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
- продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
- цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.
Урало-сибирская
Один из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками этоУрало-сибирская роспись . Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.
Особенности промысла:
- небольшое количество цветов – лишь один для всей зелени, лишь один для всех цветов, цвета обычно контрастируют фону;
- традиционно расписывали окрашенную древесину;
- разметку делали пальцами без эскиза, отпечатывали пятнами главных цветов расположение будущих листьев и бутонов;
- благодаря двухцветному мазку создавался мягкий переход от цвета к цвету;
- завершали роспись графичные черные приписки, чтобы все элементы композиции связывались с фоном.
Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются. И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом. Начать можно с декорирования белого подноса урало-сибирскими мотивами, а продолжить, к примеру, расписной книжной полкой.
Предлагаем вашему вниманию фильм об уральской росписи и художнике Надежде Елькиной.
Владимирская
«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.
Владимирская роспись
Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.
Шугозерская
Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области. Считается возрожденным художественным промыслом. Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент. На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.
Интересными находками были красные или синие прялки с геометрическим орнаментом – для крестьян они доступнее в ценовом смысле, но сегодня культурологи и этнографы считают их не менее интересными, чем яркие растительные росписи.
В 2018 году большой коллектив специалистов, преподавателей, музейных работников и инвесторов провел огромную исследовательскую работу. Ее цель – возродить местный промысел. А в апреле 2019 года появилось предприятие ООО «Шугозерская роспись». Сегодня создается творческая мастерская, которая продолжит традиции достойного художественного направления предков.
Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит в космополитичную белую кухню. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.
Реставрация деревянной лестницы своими руками
Как реставрировать лестницу из дерева своими руками
Как любой натуральный материал, дерево подвержено влиянию окружающей среды. Поэтому изделия из этого материала требуют особого ухода. Возьмем, к примеру, деревянную лестницу. Постоянное хождение вверх и вниз не проходит бесследно: остаются царапины, потертости, появляются вмятины. Мы покажем и расскажем, как вернуть вашей лестнице былой блеск.
Самое главное — правильно выбрать шлифовальную машину. Ленточная шлифовальная машина. виброшлифовальная машина, дельташлифмашина или шлифовальная машина с эксцентриковым кругом? С нашей точки зрения, эксцентриковая шлифмашина позволяет получить наилучший и самый быстрый результат при обработке поверхности лестницы.
И хотя у ленточной шлифовальной машины более высокая производительность при снятии верхнего поврежденного слоя, при работе с ней нужен определенный навык. Для обработки углов мы рекомендуем
Для получения лучшего результата перед нанесением лака на поверхность дерева ее следует увлажнить. В результате прижатые шлифовкой тонкие волокна древесины вновь поднимутся. Еще одна чистовая шлифовка удалит их, и поверхность станет зеркально гладкой.
Подготовка поверхности лестницы к ремонту
Для успешной шлифовки вам потребуется три вида зернистости шлифовального полотна: № 40 служит для аккуратного удаления слоев старого лака, царапин и плоских вмятин, № 100 устранит следы грубой шлифовки, а № 180 подготовит поверхность к покрытию лаком.
Реставрация лестницы – мастер класс
1. Шлифовальная машина с эксцентриковым кругом лучше всего подходит для удаления остатков лака. Начинать обработку следует с зернистости 40.
2. Тарельчатые шлифовальные круги всегда должны очень точно располагаться на подошве. Иначе края шлифовального круга быстро придут в негодность.
3. Шлифовальную машину следует равномерно вести по поверхности с небольшим нажимом.
4. Остатки лака на кромках можно удалить при помощи шлифовальной колодки и наждачной бумаги с такой же зернистостью.
5. Стойки шлифуют шлифовальной колодкой, особенно кромки. Работать всегда следует в направлении волокон древесины.
6. После работы лестницу следует очистить от пыли. Для участков между проступью и тетивой лучше всего использовать хлопчатобумажную ткань.
Покрытие ступеней лаком
Матовый лак для лестниц обеспечивает ступеням высокую устойчивость к истиранию и надежную защиту от сырости. Ступени следует покрыть лаком минимум дважды, а с верхней стороны лучше всего трижды.
Лакируем ступеньки лестницы – ход работы
1. Для чистовой шлифовки кромок лестницы перед покрытием лаком следует использовать шлифовальное сукно, чтобы не слишком сильно скруглять кромки.
2. Еще раз тщательно очистить лестницу от пыли тряпкой. При этом следует начинать с верхней ступени.
3. Проступи увлажнить тряпкой — влажной должна быть вся поверхность. Дать поверхности высохнуть и отшлифовать наждачной бумагой с зернистостью 240.
4. Лак для покрытия лестницы перед нанесением необходимо хорошо перемешать, затем налить в поддон для краски.
5 Нанесение лака следует начать с кромок, которые основательно обрабатывают кистью. Лак следует распределять в направлении волокон древесины.
6. При нанесении лака кистью на кромки проступей тетивы следует закрыть широким шпателем.
7. На поверхности лак нанести велюровым валиком. При этом следует работать в двух направлениях, раскатывать лак необходимо в направлении волокон.
Обработка перил лестницы маслом
Для частей лестницы, которые не подвергаются существенной нагрузке, лучше всего подойдет обработка поверхности твердым маслом. Она сделает древесину более приятной на ощупь.
Обрабатываем лестницу маслом
1. Поручни перил обработать твердым маслом. Для этого использовать кисть, начать лучше с верхней стороны.
2. Затем перейти к боковым. Масло следует наносить очень тонким слоем, чтобы на поверхности дерева образовалась равномерная пленка.
3. Необходимо следить за тем, чтобы на краях не собирались капли и потеки. Их следует разровнять кистью.
4. Примерно через 10-15 минут полностью удалить тряпкой без ворса остатки масла, которые не впитались в дерево.
5. Этой же тряпкой следует втирать масло в поверхность дерева до получения сплошного матового блеска. Затем дать поверхностям просохнуть. После промежуточной шлифовки бумагой с зернистостью 240 нанести масло еще раз.
Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»
Ремонт деревянных лестниц
Деревянные лестницы, которыми обустраиваются многоэтажные частные дома, со временем могут изнашиваться, особенно если их интенсивно используют. После некоторого времени эксплуатации в конструкции могут появиться скрипы, шат поручней или другие проблемы. Реставрацию подъемных механизмов не стоит откладывать в долгий ящик, поскольку это может привести к небезопасному подъему или спуску. Ремонт деревянных лестниц займет немного времени, но после него конструкция снова будет надежно служить своим владельцам.
Что из себя представляет ремонт деревянных лестниц
Деревянные подъемные механизмы отличаются надежностью и устойчивостью. Но после частого использования в них могут появиться различного рода дефекты. Это может быть скрип при ходьбе по ступеням, шатание поручней или просто износ со временем. В любом случае конструкция требует ремонта, который позволит устранить появившиеся изъяны.
Некоторые неполадки в подъемном механизме можно устранить довольно легко, особенно если есть свободный доступ к внутренней его стороне. Но бывают случаи, когда ремонт конструкции может потребовать значительных усилий. Очень часто это случается из-за прогиба пола в том месте, где обустроено начало лестницы. Такая неприятность может потребовать даже демонтажа конструкции. Если игнорировать данную проблему, то это может привести к преждевременному разрушению лестницы, что может привести к травмированию людей.
Требования к проводимому ремонту
Любой мастер по ремонту деревянных лестниц знает, что устранять появившиеся дефекты в конструкции нужно по правилам. Это позволит не только быстро устранить изъяны, но и избежать лишних затрат. Есть несколько особенностей, соблюдение которых позволит правильно выполнить ремонт подъемного механизма.
- В сухие деревянные детали нельзя вбивать гвозди или саморезы. Это может привести к появлению трещин. Чтобы скрепить детали, необходимо предварительно просверлить отверстие и лишь тогда вкручивать саморез.
- Нельзя вкручивать шурупы в старые дырки. Это приведет к быстрому расшатыванию конструкции и в скором будущем снова понадобиться проводить ремонт.
- Если заменяются детали, которые приклеиваются к конструкции необходимо удалить все остатки старого клея. Новый слой клея к старому не прикрепится и его использование будет бесполезным.
- Новые детали должны быть изготовлены из качественной, хорошо высушенной древесины. В противном случае после высыхания могут появиться щели между деталями, что приведет к появлению скрипов или люфта.
Когда нужно проводить реставрацию деревянной лестницы
Если монтаж деревянных лестниц был произведен правильно, то они могут длительное время прослужить своим владельцам, не требуя проведения каких-либо ремонтных работ. Но иногда даже после короткого времени эксплуатации в подъемном механизме могут возникнуть изъяны, наиболее распространенными из которых являются:
- скрип ступеней;
- болтание балясин;
- излом или износ проступи;
- проседание пола, служащего основанием конструкции.
В случае стирания краски или лака, которыми был обработан подъемный механизм, необходимо провести косметический ремонт. Но новая покраска деревянной лестницы проводится только после того, как будет удален старый слой лакокрасочного покрытия.
Как проводить реконструкцию своими руками
Вызов мастера по ремонту подъемных механизмов может обойтись в значительную сумму, даже если понадобиться устранить скрип ступеней или заменить простые элементы деревянных лестниц. По этой причине владельцы конструкций стараются устранить неполадки собственноручно. Это зачастую не представляет особой сложности, если иметь под рукой необходимые инструменты.
Ремонт ступеней
Чаще всего приходится производить ремонт ступени деревянной лестницы. Если появился скрип, необходимо обнаружить его причину. Иногда из-за усыхания деталей может появиться трение между ними, которое сопровождается скрипом. Чтобы устранить неприятность необходимо прикрепить ступень к подступенку при помощи шурупов или гвоздей. Если ступени неплотно размещены в пазах тетивы, то их можно укрепить при помощи специальных колышков, которые вгоняются с внутренней стороны конструкции.
При появлении сколов или изломов можно заменить часть ступени. Для этого поврежденную часть нужно аккуратно отпилить или удалить стамеской. После этого необходимо подыскать максимально подходящий по структуре материал, вырезать из него подходящий фрагмент и вклеить в нужное место. После этого необходимо зашпаклевать участок. После высыхания он шлифуется и закрашивается.
Смена балясин
Ремонт деревянной лестницы может заключаться в смене балясин. Чтобы заменить элемент необходимо разрезать его пополам и провернуть гаечным ключом. Поскольку балясины зачастую крепятся в проделанных в тетиве, ступенях или поручне пазах при помощи клея, такая манипуляция позволит разрушить соединение. После этого отверстия очищаются от остатков старого клея. В приготовленные пазы вставляется новая балясина, края которой предварительно обрабатываются клеем.
Укрепление основания лестницы
Если при эксплуатации лестницы наблюдается прогиб пола под ней, то ремонт может иметь определенные сложности. В некоторых случаях может потребоваться даже демонтаж подъемного механизма. Иногда спасти ситуацию помогает балка, которую можно разместить между полом и лестницей. Но если это не может быть выходом, придется разобрать конструкцию, укрепить пол и после этого монтировать лестницу по-новому.
Каждый владелец частного дома, в котором имеются соединения между уровнями, может произвести ремонт деревянной лестницы своими руками. Сделать реставрацию конструкции совсем несложно, главное проявить терпение и обнаружить причину появившихся неполадок. Своевременное устранение дефектов конструкции предупредит преждевременный выход ее из строя, и позволит значительно продлить срок ее эксплуатации.
Похожие новости
Комментарии (0)
Как отреставрировать деревянную лестницу своими руками?
Отреставрировать от чего? Какое старое покрытие—лак, краска? И чем собираетесь снова покрывать?Если в общем говорить и нет опыта, купите, или лучше возьмите в аренду строительный фен, он легко уберёт старое покрытие, даже с точёных балясин—не проблема. Главное, не перегревайте одно и то же место, чтобы древесина не обуглилась, долго придётся черноту эту выскабливать потом. Когда полностью счистите всё старое покрытие, берёте в руки шкурку, наждачную бумагу, не крупное зерно только, примерно с маркировкой 40—60 или мельче, но это уже для окончательной отделки. И начинаете всё шкурить тщательно. Далее подготовленную поверхность покрываете тем, на что денег хватит—от дорогущей пропитки до дешёвой морилки, если есть щели, трещины, сучки выпавшие—заделываете это безобразие либо цветной — в тон морилке-пропитке—шпаклёвкой, либо смесью мелких опилок с клеем ПВА( не самый эстетичный вариант). После высыхания снова шкурите и покрываете лаком паркетным, или любым износостойким. 3-4 слоя.
система выбрала этот ответ лучшим
в избранное ссылка отблагодарить
Если лестница служит несколько лет то со временем, она начинает скрипеть. Скрип получается в результате трения частей дерева.
Иногда достаточно подтянуть саморезы или заменить их на новые.
Если это действие скрип не устраняет, то можно сделать усиливающие рейки с обратной стороны, закрепив их теми же саморезами.
Если износ большой и появились зазоры, рекомендуется их выпилить и заменить новыми брусками, склеив новые и старые части между собой и закрепив теми же шурупами. Зазоры и трещины, которые останутся после ремонта, следует заполнить клеем, а потом покрасить или покрыть лаком.
Перила лестниц восстанавливают с помощью клея, заливая его в щели и скрепляя струбциной, пока не высохнет.
в избранное ссылка отблагодарить
Очень часто так бывает, что лестница в доме давно и хочется придать ей обновленный вид. Чтобы отреставрировать лестницу своими руками, надо сначала ее очистить, отполировать, затем нанести два слоя стекловидного покрытия на ступени и краску на контраманши (высоту ступеней) в два слоя.
Чтобы очистить ступени от прежнего покрытия, сначала их следует отмыть мыльным раствором, обработав ступеньки, носик у каждой ступеньки (кромку) и высоту каждой ступеньки, затем смыть простой водой мыльный раствор и дать просохнуть. Потом обработать каждую ступеньку лестницы, используя вибрирующую шлифовальную машину. Затем проработать ступеньки и перила наждачной бумагой. Если есть дефекты, можно зашпаклевать. Следом покрыть ступеньки стекловидным покрытием, а контраманши и перила — краской. На выступающую часть ступенек можно нанести маскировочную ленту, чтобы разделить участки покраски. Если ступеньками приходится пользоваться во время реставрации, поднимаясь по ним, то можно их покрасить через одну, а затем покрыть краской остальные.
Реставрация деревянной лестницы: устранение скрипа, замена ступеней, шлифовка и покраска
По большому счёту реставрация деревянных лестниц представляет собой текущий ремонт конструкции, связанный с заменой проступей и подступенков, а также шлифовкой и нанесением нового лакокрасочного покрытия.
Деревянная лестница после реставрации
Конечно, если такая конструкция представляет собой художественное произведение, то за дело берутся профессиональные художники-реставраторы и любителям там делать нечего, но это совсем другая тема. У нас же речь пойдёт именно о текущем ремонте, разобраться в котором вам еще поможет видео в этой статье.
Ремонтные работы
Деревянные лестницы устанавливают в жилых домах для сообщения между этажами и в большинстве случаев они оказываются в зоне повышенной проходимости, что влечёт за собой необходимость ремонта. Скорее всего, цена такого сооружения немалая, поэтому реставрация оказывается более выгодной, нежели полная замена всего сооружения.
Устранение скрипа
На картинке вверху демонстрируется сама суть процесса по устранению скрипа, то есть, инструкция по применению инструментов. Вам нужно приподнять каким-либо рычагом проступь от подступенка и вбить туда временный клин. Теперь вам остаётся только заделать образовавшуюся щель герметиком и стянуть доски саморезами.
Но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд и если причина заключается в обычном истирании или рассыхании древесины либо расшатывании гвоздей, то вы быстро справитесь с проблемой. Но корень зла может заключаться в проседании опор или основных балясин, то есть, того места в полу, куда они упираются. Тогда, возможно придётся демонтировать всю конструкцию, чтобы после собрать её заново на твёрдой основе.
Так, если нужно укрепить пол, тогда вам придётся снять половицу и, определив её состояние, добавить дополнительную лагу или даже залить бетонный пятачок для опоры. В любом случае причиной скрипа будет трение деревянных деталей друг об друга и вам нужно зафиксировать их между собой намертво – тогда звука больше не будет.
Совет. Законопатить большую щель между деревянными деталями можно верёвкой, замоченной в клее для дерева. Запихиваете её в расклиненную щель и после этого шпатлюете опилками с клеем. После высыхания скрип исчезнет, но, ни в коем случае не применяйте для этого силикон.
Замена ступеней
Возможно, вам придётся своими руками заменить либо всю ступень, либо проступь или подступенок, используя для этого новые деревянные детали. В теории всё это достаточно просто, но на практике, как правило, возникают препятствия, то есть, вы снимаете размер подступенка, вырезаете новый, соблюдая при этом все углы 90⁰, а он не входит в посадочное место, несмотря на достоверность параметров. А всё дело в том, деревянная конструкция подвержена просадке и усушке, поэтому в нужном вам зашиваемом четырёхугольнике могут оказаться сбитыми диагонали.
Достаточно изменения одного из углов хотя бы на один градус, чтобы точно вырезанная вами доска оказалась непригодной. Поэтому, для облегчения замеров можно использовать плотный картон, сначала отбив киянкой или резиновым молотком форму подступенка, а потом перенести шаблон на доску. Чтобы отбить линию, поставьте картон на ребро на нижнюю ступень, приложив боком к верхнему подступенку, и по этой линии отбейте киянкой полоску.
Совет. Учтите, что лестницы, как правило, делаются из твердых пород дерева, типа, ясеня, вяза, бука или дуба, поэтому при забивании в них гвоздей или вкручивании саморезов могут растрескиваться. Чтобы этого избежать, вначале просверлите в доске сквозное отверстие меньшего диаметра и только после этого бейте гвоздь или вкручивайте шуруп. Использовать клей для старых клеевых соединений нет смысла, потому что он не пристанет. Чтобы придать поверхности возможность вступить в адгезию, её нужно шлифовать до живой древесины, что порой подразумевает слой в несколько миллиметров, что может оказаться неприемлемым.
Шлифовка и покраска
Наиболее частой проблемой, при которой требуется реставрация лестницы, является истирание лакокрасочного покрытия и, чтобы нанести новое, старую покраску деревянной лестницы необходимо убрать. Прежде чем это делать, вам нужно снять металлический кант, которым зачастую защищены верхняя и нижняя, а иногда и все лестничные ступени. Если слой лака толстый, то его моно попытаться снять шпателем и для этого нужно разогреть поверхность обычным феном (если есть в наличии, то строительным), а затем соскрести покрытие, как это показано на фото вверху.
Покраска деревянной лестницы: от выбора состава до финишной обработки
Но, даже если лак будет хорошо сниматься после разогрева, полностью убрать его шпателем не удастся, поэтому вам придётся прибегнуть к использованию дельта-шлифовальной (по углам) и вибро-шлифовальной (на основной поверхности) машины. Если таковой у вас нет в наличии, то можно использовать угловую шлифовальную машину (болгарку) небольших размеров. При автоматической шлифовке поверхности избегайте долго затирать одно и то же место, чтобы не возникло неровностей на плоскости.
Совет. При шлифовке лестницы будет слишком много пыли, поэтому используйте пылесос, убирая пыль с каждой ступени, не давая ей разлетаться по дому. Если есть помощник, то он может пылесосить прямо во время шлифовки, удерживая широкую насадку прямо под струёй пыли из-под шлифмашины.