Обзор водяногоса «Водомет»: устройство и принцип работы, виды и особенности эксплуатации

Обзор водяного насоса “Водомет”: устройство, виды, расшифровка маркировки и специфика эксплуатации

Описание водометных насадок на лодочный мотор

Водометная насадка представляет собой приспособление, похожее на насос, которое достаточно сильно увеличивает КПД судовых двигателей.

Принцип работы

По сути водометный двигатель и гребной винт, действуют по одинаковой схеме. Лопатки насоса, также как лопасти винта, под ускорением выталкивают воду с носа лотки к её корме.

Различия в том, что весь этот процесс происходит в трубе расположенной внутри судна, а не под его днищем и струя воды под напором выплескивается их сопла находящегося над водой.

Чтобы выполнять повороты, сопла направляют в нужную сторону. Чтобы заставить лодку притормозить или двигаться назад, изменяют направление сопла на противоположное, с помощью специальной заслонки.

Где применяется

Водометные двигатели можно использовать на таких водных транспортах как:

  • Гидроциклы;
  • Спорт-лодки;
  • Спасательные лодки. Им приходиться маневрировать возле людей поэтому чтобы не нанести увечье, используют водометные двигатели.
  • Пожарные судна;
  • Туристические судна;
  • Патрульные катера;
  • Военные катера;

Как видно, область применения водометного двигателя достаточно широкая. Насадки для мотора, предназначены, чтобы сделать обычный мотор водометом.

Достоинства

Водометные насадки, так же как и сами двигатели, обладают большим количеством плюсов. Ниже представлены преимущества насадок и двигателей, так как их достоинства распространяются и на насадки:

  • Самый большой плюс это то, что есть возможность передвигаться по мелководью, так как нет выпирающих лопастей. Также этот механизм позволяет «залезть» прямо на пологий берег, а с помощью заднего хода можно вернуться обратно. Эту функцию, часто используют патрульные и спасательные судна;
  • Водометы безопасны. Как уже было написано, спасательные судна используют это, что бы не покалечить людей во время маневров в близи с ними;
  • Работающие части механизма защищены от попадания мусора. Эту функцию используют рыбаки, которые рыбачат в местах скопления тины и водорослей;
  • Плавный ходы;
  • Легкий спуск в воду и обратно;

А теперь о плюсах непосредственно насадок:

  • Весь комплект состоит из 6 деталей, которые очень просто собрать;
  • Нет углового редуктора;
  • КПД не падает при просасывании песка;
  • Легкость при установке.

Минусы

  • Первый минус, который бросается в глаза – это цена. Водометы стоят дороже на много дороже чем винтовые двигатели. Это же касается и насадок;
  • Если человек привык к рулевому механизму, управление лодкой с водометом для него будет очень сложной задачей;
  • В случае если судно стоит на месте, то каналы зарастают, и это значительно повлияет на скорость.
  • Чистка каналов проблематична;
  • Теряется мощности при трении воды в канале.
  • Большие поперечные размеры;
  • КДМ практический в два раза ниже чем на винтовых двигателях.

Достоинства и недостатки

Давайте теперь и мы попробуем разобраться подробно в причинах популярности водометов среди одних судовладельцев и такой же горячей нелюбви других. Итак,плюсы:

  1. Основное достоинство водометных двигателей, это способность оборудованного ими судна передвигаться по мелководью. Отсутствие выступающих за обводы механизмов допускает не только подход к пологому берегу, но и возможность «залезть» на него. Мало того, включив реверсивный ход, такое судно струей воды способно самостоятельно стащить себя обратно в воду. Эти качества водометных движителей сполна используются военными, полицейскими и силами специального назначения при проведении молниеносных операций.
  2. Безопасность. Вращающиеся части водомета спрятаны в корпусе, исключая возможность травмировать находящихся в воде людей. Очень важное качество для любого спасательного судна. Кстати, гидроциклы и буксировщики воднолыжников именно поэтому оборудованы исключительно водометами.
  3. Защищенность подвижных частей работающего двигателя от различного плавающего мусора. Для каботажного, портового флота немаловажный нюанс. Да и рыболовам-охотникам, часто забирающимся в плавни и болота, такая способность явно придется по душе.
  4. Плавность хода и отсутствие вибрации и крена, плюс для любого прогулочного судна.
  5. Сравнительно простой спуск на воду и подъем из воды обратно.

И немного о недостатках:

  1. Высокая стоимость. В среднем водометный двигатель стоит в 1,5¬-2 раза дороже своего винтового собрата.
  2. Сложность в управлении судном с водометом у тех, кто привык к винто-рулевому комплексу. Причина в том, что у водомета очень мягкое и медленное сцепление и многие новички, привыкшие к немедленной реакции мотора на винтах, выжимают газ до отказа и получают «немного не тот эффект» в результате.
  3. Обрастание канала если судно долгое время находится в воде без движения. Заросший канал «крадет» до 20% скорости катера. Чистка же, требует основательной разборки двигателя, что является весьма трудоемким процессом.
  4. Существенная потеря мощности из-за трения воды в канале. Этому способствуют и технологически обоснованные места сужения на выходе канала и решетка всасывания на входе.

Насадки для подвесных лодочных моторов

Насадка для подвесных моторов, подойдет как для новичков, так и для опытных пользователей лодок с мотором. Насадка увеличивает мощность подвесного мотора примерно на 35-40 процентов.

Использование такой насадки обеспечивает:

  • Включение заднего хода, когда лодка движется на полном ходу;
  • Легкое тех обслуживание, иногда нужно шприцевать водостойкой смазкой;
  • Высокая проходимость;

Вообще эти насадки и предназначены для использования их на подвесных моторах. Единственное плохо это цена, как на насадку, так и на её ремонт.

Популярные модели водометных насадок на лодочные моторы

Насадки идеально подходят для всех популярных марок навесных моторов, а также дли их китайских копий. Нужно грамотно подбирать насадку, чтобы избежать манипуляцию с наращиванием транса.

Ниже представлены марки наиболее популярных насадок для навесных моторов:

Как видно, область применения водометного двигателя достаточно широкая. Насадки для мотора, предназначены, чтобы сделать обычный мотор водометом.

Можно найти насадку на любой подвесной мотор. У фирмы есть насадки для моторов любой мощности, фирмы производителя и года выпуска. Правда на насадки этой компании очень большая цена, что является весомым минусом;

Читайте также:  Отделка стен в интерьере зала. Декоративный камень: плюсы и минусы

Suzuki

Производиться эти насадки в Тайване. Сборка довольна неплохая, используется нержавеющая сталь. Из минусов то, что модельный ряд ограничен насадками только для четырех тактных моторов.

Yamaha

Часто встречаются не качественные насадки, зато цена на них не такая большая как на Outboard Jets.

«Карась»

Из названия сразу ясно, в какой стране производят эти насадки. Причем продукт довольно неплохой и очень удобный. Весь комплект можно собрать за 5-10 минут. Также на них не большая цена.

Mercury

Компания занимается выпуском подвесных моторов на лодки. Но также они выпускают и насадки. Цены на них средние, дороже чем Suzuki, но дешевле, чем Outboard Jets.

Также есть похожие компании, деятельностью которых является производство различной техники:

  • Nisan;
  • Honda;
  • Mariner;
  • Johnson;
  • Evinrude;
  • Force;
  • Chrysler;
  • Tohatsu;

В общем, выбор насадок довольно большой и каждый сам в праве решать, что именно поставить на свой мотор. Но лучше всего будет выбрать насадку от компании Outboard Jets.

Описание и детали конструкции

Водометная насадка – это механизм, устанавливаемый на подвесной мотор, который является альтернативой гребному винту, он работает по принципу действия центробежного насоса, в котором вода при вращении лопастей импеллера, поступает в корпус со стороны носовой части и выталкивается в противоположную сторону, тем самым придавая ускорение судну. Водометная насадка может иметь свои особенности в конструкции. Но все они имеют следующие узлы.

Водозаборник с решеткой — представляет собой несущею силовую деталь, а также имеет большое значение в гидродинамике водомета. Есть несколько правил изготовления этого элемента:

  1. Свод детали. Должен позволять воде безотрывно поступать в корпус, поэтому он не должен быть крутым.
  2. «Губа» или входящая кромка. Должна иметь гидродинамический профиль.
  3. Сечение водосборника и губы. Должны соответствовать по размеру и плавно переходить в круг перед лопастями импеллера.

Импеллер или «рабочее колесо»— предназначен для преобразования энергии от двигателя путем вращения лопастей и проталкивания воды. Эти узлы могут иметь несколько видов конструкции:

  1. Осевые. Характеризуются высокими показателями значения упора, при движении на малой скорости. Отличаются простотой изготовления и невысоким КПД, в основном используют на малооборотных аппаратах.
  2. Осе-диагональные. Выдают при работе высокий КПД, тем самым эффективно работают на разных оборотах.
  3. Диагональные, а также шнековые. Более сложные в изготовлении и технически совершенные детали, способные выдавать максимальный КПД. Устанавливаются на аппаратах, работающих при больших оборотах, и дают возможность развивать высокую скорость.

Изготавливаются эти узлы из нержавеющей стали, а также сплавов цветных металлов. Для производства применяется способ точного литья, реже используют сварные элементы.

Спрямляющий аппарат — имеет важное значение в работе водомета, он предназначен для направления струи выходящей воды. Варианты исполнения:

  1. Лопаточное поджатие — преимуществом данного вида является возможность уменьшить размеры водомета. Лопатки в этом варианте одновременно выполняют функцию сопла.
  2. Щелевой — применяется достаточно редко, в основном, для водометов на больших судах. Для навесных двигателей применяются редко из-за большой потери КПД.


Сопло — предназначено для формирования водной струи и путем ее поджатия и создания реактивной тяги. В зависимости от диаметра сопла, может меняться мощность установки до 50%. Многие производители совмещают спрямляющий аппарат непосредственно с соплом, это позволяет уменьшить размеры конструкции.

Реверсивно-рулевой узел — вариантов исполнения этого элемента много, у каждого производителя есть свои способы, но все они, должны отвечать основным требованиям:

  1. Управление судном, должно осуществляться без значительных усилий.
  2. Мощность, должна эффективно расходоваться.
  3. Обеспечение хорошей управляемости, при маневрах и перемещении в разных скоростных режимах.
  1. Поворотная насадка.
  2. Поворотное сопло.
  3. Реверсивная заслонка.
  4. Рули в потоке.

Для управления этим узлом используют привод. В зависимости от мощности силовой установки, он может быть сделан в нескольких вариантах:

  1. Гидравлический. Применяется для агрегатов, больше 250 лошадиных сил.
  2. Механический. Для двигателей до 150 лошадиных сил.
  3. Электромеханический. Может применяться я для установки на механизмы, с малой и средней мощностью.

Дейдвудные уплотнения, а также подшипниковые узлы — учитывая особенности эксплуатации водомета, в основном, комплектуют подшипниками качения. В качестве уплотнительных соединений, используют торцевое уплотнение.

Преимущества и недостатки

Применение водометной насадки в различных условиях эксплуатации несет в себе положительные и отрицательные моменты. Полюсы следующие:

  1. Вращающиеся детали находятся внутри корпуса, что обеспечивает их защищенность.
  2. Возможность эксплуатации на мелководье и в условиях большого скопления предметов на воде.
  3. Безопасность для людей и животных.
  4. Качественно и правильно подобранное устройство, позволяет развивать большие скорости.
  5. Быстрота совершения маневров, торможения и разворота.
  6. Моторесурс выше, чем у винтового двигателя.
  7. Отсутствует необходимость подбирать винт для разных условий эксплуатации и загруженности лодки.

К минусам можно отнести:

  1. Поперечный размер, больше чем у гребного винта.
  2. Большинство таких агрегатов, значительно теряют в мощности. Эти потери могут достигать 30% при движении на малой скорости.
  3. Есть особенности управления судном, они связаны с конструкцией и принципом работы.
  4. Высокая стоимость изделий, которые поставляются известными мировыми производителями.

Цены на водометные насадки на лодочные моторы зависят от региона и конкретных поставщиков. В среднем цена на них от 40 до 150 тысяч рублей.

  • Outboard Jets – 100-150 тысяч рублей;
  • Yamaha — 50-80 тысяч рублей;
  • Suzuki – 50-80 тысяч рублей;
  • Карась — 40-50 тысяч рублей;
Читайте также:  Прихожая Хай-Тек - свежие идеи, нюансы и секреты создания дизайна в стиле Хай-Тек (100 фото)

В общем водометная насадка на подвесной мотор — это удовольствие не из дешевых. Плюс к этому нельзя забывать о ремонте, который также значительно ударит по кошельку.

Этапы сборки

Общий принцип сборки водометных насадок на лодочные моторы от разных производителей практически ничем не отличается. Для примера, рассмотрим порядок установкисвоими руками на ямаху 40.

Сначала надо отделить узлы, связанные с ходовым винтом:

  1. Снимается редуктор, для этого надо открутить четыре болта и гайку тяги реверса.
  2. Снять тягу реверса.
  3. Отделить редуктор.

Далее необходимо извлечь изделие из упаковочной коробки, осмотреть на предмет повреждений и проверить комплектность:

  1. Поместить в корпус улитки вал импеллера и закрепить его четырьмя болтами.
  2. Корпус помпы отделяем от редуктора, затем снимаем крыльчатку, пластины и резиновый уплотнитель отсекателя.
  3. Устанавливаем на направляющие пластины помпы, фиксируем шпонкой. На вал одеваем крыльчатку.
  4. Резинку от редуктора надо вставить в пластину отсекателя из kit.
  5. Закрепить отсекатель двумя болтами к плите.
  6. Вставить направляющие из kit в корпус улитки.
  7. Убрать сальник из помпы и закрепить ее четырьмя болтами к корпусу.
  8. Сальник из kit одеть на вал и поместить в помпу.
  9. Установить переходник из бронзы на помпу.
  10. Прикрутить плиту из kit к дейдвуду на четыре болта.
  11. Одеть и затянуть контргайку на фиксатор тяги.
  12. По шлицам вала одеваем улитку на мотор и фиксируем ее одним болтом. Затем закрепляем двумя длинными и двумя короткими болтами внутри.
  13. На вал импеллера установить новою шпонку и одеть импеллер.
  14. Устанавливаем регулировочные шайбы и пластиковую и жестяную прокладку.
  15. На вал одевается фиксирующая пластина и закручивается гайка, после этого она контрится пластиной.
  16. Ставим водоприемник и фиксируем его гайками.
  17. Присоединить тягу реверса от водомета к штатному переключателю. На этом сборка и сборка закончена.

Правильно подобрать водометные насадки на Ямаху 15, 30, 40, можно здесь: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/yamaha-1/. Выбрать по параметрам на Сузуки, смотрите тут: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodometnye-nasadki-suzuki/. Если надо подобрать водометные насадки на Тохатсу, тут: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodomet-tohatsu/.

Чтобы подобрать механизм, надо учитывать:

  1. Год выпуска, модель и марку изготовителя.
  2. Мощность двигателя, она обычно указывается в цифровом индексе названия модели. Например: Suzuki DT15as тут 15 будет означать количество лошадиных сил.
  3. Технические характеристики лодки.

Важно: Правильный подбор устройства под параметры лодки поможет избежать необходимости увеличения высоты транца. Грамотно установленный агрегат должен находиться в воде только на глубину приемника.

Отзывы

Года два назад купил американскую насадку. Покупал с рук (в магазине дорого), но служит она верой и правдой, не раз еще ни подвела. Оценка:

При установке насадки от Suzuki значительно упала КПД, грешить на насадку не стану может с лодкой что-то. Оценка:

Недавно купил насадку от Outboard Jets, счастью нет придела, правда за кредит еще целый год платить. Оценка:

Я патриот (просто не хватило денег на Outboard Jets) и поэтому я купил «карася», однако хорошая штука. Наши молодцы постарались на славу. Оценка:

Всем рекомендую Outboard Jets, лучших насадок вы не найдёте. Эта фирма давно себя зарекомендовала. Оценка:

Водометные двигатели — вещь хорошая и полезная, но вряд ли они смогут заменить моторы с гребным винтом. Однако водометные насадки обретают всё большую популярность с каждым днём.

Самостоятельный разбор и ремонт насоса «Водолей»

Если все гарантийные сроки уже вышли, то дешевле бывает произвести ремонт насоса «Водолей» собственными силами. Центробежные насосы марки «Водолей» являются одними из самых надёжных водяных насосов, выпускаемых отечественной промышленностью. Как бы то ни было, даже самая надёжная техника рано или поздно ломается.

  1. Основные виды неисправностей
  2. Как разобрать насос «Водолей» своими руками
  3. Ремонт насосов «Водолей»

Основные виды неисправностей

Насосы данного типа поистине многофункциональны – они могут применяться не только для подачи воды из скважин, но и из колодцев, открытых водоёмов и накопительных ёмкостей.

Но, несоблюдение режима работы и правил эксплуатации, зачастую приводят к поломкам водоподающего оборудования. К счастью, многие неполадки насоса можно устранить, не прибегая к платным услугам высококвалифицированных профессионалов.

Самыми распространёнными причинами поломок являются:

  • Длительная перекачка воды, содержащей механические загрязнения в концентрации свыше 20 г на литр жидкости.
  • Перекачка горячей воды, с t большей 35оС.
  • Частые перепады напряжения в питающей электросети.
  • Нарушения герметичности корпуса аппарата.
  • Отсутствие скважинного фильтра.
  • Перегрев двигателя вследствие «сухой» работы.

В результате этого у «Водолея» могут выходить из строя, стираться, крыльчатки центробежного механизма подачи воды. Также вероятно возникновение проблем с электрической частью, вплоть до сгорания обмотки электродвигателя. Весьма опасна для насоса и зимовка в замерзающем водоёме. Вода, превращаясь в лёд, подвергается значительному расширению. В результате, полости насоса, заполненные льдом, попросту разрываются.

Чтобы диагностировать поломку, прибор достают из скважины и на пару секунд включают в сеть. Если насос гудит, то вероятнее всего, сломалась механическая водоподающая часть. А молчащий электродвигатель уже говорит о проблемах с электрикой. Можно попытаться вручную покрутить вал. Если он вращается без всякой натуги, то с ним всё в порядке. Когда для проворота вала приходиться прилагать силу, то, возможно, внутри насоса находится песок.

Как разобрать насос «Водолей» своими руками

Для установления точной причины поломки аппаратуры, потребуется разобрать её и осмотреть. Перед тем как разобрать насос «Водолей», следует убедиться, что он отключен от электропитания. Разбирается насос «Водолей» в следующей последовательности:

  • Первым делом отсоединяем подающий шланг от патрубка насоса.
  • Зажимаем корпус прибора в тисках, снабжённых прокладкой. Это необходимо, чтобы не деформировать корпус насоса.
  • Газовым ключом аккуратно, против часовой стрелки откручивается крышка.
  • Из канавки вала тонкими пассатижами вынимается стопорное кольцо, после чего поочерёдно снимаются колёса крыльчаток.
  • Затем снимается подшипник с упорной крышкой.
  • При необходимости, из корпуса можно достать и электродвигатель.
Читайте также:  Отделка трубы дымохода на крыше и внутри дома: чем и как это сделать

Главное при разборке аппарата, не перепутать последовательность каждой детали. Для этого рекомендуется выкладывать из по очереди, чтобы облегчить обратную сборку насоса.

Ремонт насосов «Водолей»

Если включенный в сеть насос молчит, то основное подозрение падает на неисправность электрической части. Для выяснения точной неисправности, следует «прозвонить» его омметром. Когда показатель прибора зашкаливает, то это свидетельствует о явном обрыве электроцепи. Когда же сопротивление чрезвычайно мало, то произошло замыкание обмотки двигателя.

Можно попытаться перемотать её, но лучше всего приобрести и установить новый электромотор. При нормальном состоянии электромотора, возможная причина отказа аппарата кроется в вышедшем из строя конденсаторе.

Если внутренние полости прибора забиты песком, вследствие чего вал с трудом проворачивается, ремонт насоса «Водолей» сводится к промывке. Для этого отсоединяют электродвигатель, чтобы не залить конденсатор, а на вал с колёсами подают струю проточной воды. При этом вал следует принудительно прокручивать торцевым ключом на 12. Операция продолжается до тех пор, пока механизм насоса не начнёт вращаться совершенно свободно.

В случае падения выдаваемого напора следует обратить внимание на колёса крыльчатки. При работе в насыщенной песком воде, они быстро стираются, и уже не могут обеспечить нормальный уровень напора водяной струи. Решить проблему следует при помощи замены колёс на новые.

Ремонт насоса “Водолей” своими руками: обзор типовых поломок и их устранение

Насосы торговой марки «Водолей» являются максимально надежным оборудованием, активно эксплуатируемым в частных домохозяйствах и на дачах. Его веское преимущество заключается в простоте конструкции: устранить большинство поломок можно, не обращаясь в сервисный центр. Однако браться за столь серьезное дело не стоит без теоретической подготовки. Вы согласны?

Желающим провести ремонт насоса Водолей своими руками мы готовы помочь в решении этой непростой задачи. Представленная нами статья в мельчайших подробностях знакомит с нюансами диагностики, с выявлением нарушений в работе, со способами восстановления технических возможностей.

У нас подробно описана специфика устройства насоса, правила сборки/разборки агрегата. Досконально разобран процесс выполнения ремонтных операций. В качестве ценного информационного приложения использованы фото, схемы и видео.

Типовое устройство насоса “Водолей”

Конструкция центробежного насоса “Водолей” не отличается чрезмерной сложностью. В длинный узкий корпус из нержавеющей стали заключены двигатель и насосная часть.

К двигателю, расположенному в нижнем отсеке устройства, присоединен приводной вал. На него последовательно надеты элементы насосной части: лопатки, приводные кольца и рабочие колеса.

Положение элементов фиксируется прижимной крышкой с внутренним резьбовым соединением. Маслонаполненный однофазный двигатель содержит ротор, статор и два подшипника.

Для эффективного управления насосом предусмотрен надежный блок автоматического управления. На шнуре питания закреплено выносное устройство, с помощью которого можно регулировать работу прибора.

Минимальный диаметр скважины, в которой можно использовать “Водолей”, должен составлять не менее 120 мм. Глубина подачи воды может варьироваться в пределах 1-20 м.

По подключенному к насосу шлангу на три четверти дюйма потребитель может получить до 120 кубометров воды в час. Для регулирования напора воды в системе на выходной части рабочего шланга предусмотрен специальный вентиль.

Распространенные причины поломок

“Водолеи” успешно применяют не только в скважинах, но также в колодцах, естественных водоемах и крупных емкостях, соответствующих условиям эксплуатации, заявленным производителем.

Насосы этого типа вполне успешно справляются с перекачиванием воды, существенно загрязненной песком. К сожалению, нарушение правил эксплуатации приводит к частым поломкам устройства.

Среди факторов, вызывающих неисправности, можно отметить:

  • продолжительную работу с жидкостями, уровень загрязненности которых превышает половину от заявленного изготовителем предела (допускается не больше 20 г/л);
  • перекачивание горячих жидкостей (если температура среды более 35 градусов);
  • частые и резкие перепады напряжения в электросети;
  • нарушение целостности крепления в месте монтажа электрокабеля или в оболочке его подводной части;
  • огрехи при подвешивании насоса;
  • отсутствие фильтра;
  • отсутствие заземления;
  • неисправность реле давления, гидроаккумулятора и т.п.

Очевидно, что на длительности работы насоса сказываются не только условия его эксплуатации, но и состояние водопроводной системы дома в целом.

Ряда серьезных проблем можно избежать, если позаботиться о правильном монтаже насоса. Большое значение придают глубине погружения насоса. Если этот показатель превышен, устройство будет работать с постоянной перегрузкой и вскоре сломается.

Крайне редко, но все же случаются ситуации, когда вода, в которую погружен насос, замерзает. Это очень опасно для устройства, поскольку при замерзании вода расширяется. В результате элементы конструкции насоса могут быть повреждены.

Если устройство хранится при температуре ниже нуля, всю влагу из него следует тщательно удалить.

Чтобы насос работал правильно, следует выбрать модель, которая точно подойдет к конкретной скважине. Подробнее о том, как выбрать насос для скважины можно прочесть в другой нашей статье.

Прежде всего, следует ориентироваться на дебит скважины. Он должен заметно превышать производительность насоса.

Дело в том, что многие скважины склонны к заиливанию или запесочиванию.

В результате их дебет заметно снижается. Если производительность насоса была точно подобрана в соответствии с дебитом скважины, может случиться опасная ситуация.

Насос будет откачивать воду из скважины быстрее, чем она поступает. Скважина опустеет, и оборудование будет работать вхолостую, в режиме так называемого “сухого хода”. Это чревато перегревом и полной поломкой двигателя устройства.

Второй важный фактор – это номинальный напор, который должен обеспечить насос в водопроводной системе. У разных модификаций “Водолея” он может быть и 32 м, и 63 м.

Читайте также:  Не работает вторая клавиша двухклавишного выключателя света

Номинальное значение включает транспортировку на горизонтальных участках водопровода и потери давления при прохождении воды по трубопроводу.

Подобранный правильным образом насос не будет подвергаться избыточным перегрузкам, в таких условиях устройство прослужит дольше и будет работать эффективнее.

Разборка, сборка и ремонт

Итак, насос не работает, перестал качать воду или просто демонстрирует резкое снижение производительности. Для начала его следует отключить от электропитания и водопроводной системы, а затем извлечь из скважины.

Возможно вам будет полезна информация о том, как достать насос из скважины, если он там застрял.

Простая диагностика поможет понять, в какой именно части устройства возникла поломка.

Для этого насос ненадолго включают в сеть и слушают. Если агрегат гудит, скорее всего, неисправна его насосная часть. Это не самый сложный вид поломок. А вот абсолютное молчание прибора говорит о высокой вероятности проблем с электродвигателем. Если сгорел магнит, весь мотор придется заменить.

Если поломка слишком серьезная, вам может пригодиться информация о том, как правильно заменить сломанный насос новым.

Еще один этап диагностики – исследование вала устройства. Его нужно просто прокрутить руками. Если вал движется беспрепятственно, в этом отделе все в порядке.

Если же для прокручивания приходится прилагать заметные усилия или он вовсе не движется, скорее всего, устройство забито песком и нуждается в промывке.

Промывку насоса выполняют следующим образом:

  1. Снимают защитную металлическую сетку.
  2. Демонтируют кабельный канал (для моделей большого сечения).
  3. Отвинчивают четыре крепежных болта.
  4. Вынимают двигатель.
  5. Снимают пластиковые передаточные муфты.
  6. Аккуратно проворачивают вал с помощью торцевой части ключа на 12 мм, удерживая при этом верхнюю часть насоса в неподвижном состоянии.
  7. Когда вал немного провернется, на насосную часть подают струю воды из шланга.
  8. Промывку продолжают, сочетая ее с аккуратными поворотами вала до тех пор, пока вал не начнет двигаться свободно.

После этого промывку можно считать оконченной, устройство собирают в обратном порядке и включают. Чтобы обратная сборка была выполнена правильно, следует еще в процессе разборки запомнить положение всех деталей.

Разобрать насос придется и для проведения различных ремонтных работ. В сервисных центрах для этого применяют специальный пресс, а в условиях домашней мастерской придется приложить дополнительные усилия и использовать подручные инструменты, например, домкрат.

Еще до начала работ необходимо изучить, как правильно разобрать насос водолей.

Для следует выполнить следующие операции:

  1. Извлечь насос из скважины.
  2. Отключить его от электропитания.
  3. Снять патрубок водоподающей трубы.
  4. Сильно сжать корпус насоса в его нижней и верхней части.
  5. Упереть нижний край устройства в прочное основание, например, стол или верстак.
  6. Вынуть из канавки стопорное кольцо с помощью подходящего инструмента, такого как узкогубцы.
  7. Поочередно извлечь рабочие колеса.
  8. Снять подшипниковый узел с упорной крышкой, на которой он расположен.
  9. Осмотреть все элементы насоса на предмет изношенности и повреждений.
  10. Заменить все поврежденные детали.
  11. Выполнить обратную сборку устройства.

Зажимать края корпуса насоса следует таким образом, чтобы ослабить зажим стопорного кольца. Когда эта деталь будет демонтирована, остальные операции уже не потребуют чрезмерных усилий.

Чтобы не перепутать последовательность обратной сборки, лучше всего заранее предусмотреть место для снятых деталей. Их выкладывают по порядку, при этом сохраняют правильное положение рабочих колец относительно понятий “верх” и “низ”.

Во время обратной сборки следует обращать внимание не только на правильное положение рабочих колец, но и на их позицию относительно остальных деталей.

После того, как все элементы собраны, рабочие колеса должны сохранять способность свободно вращаться. Загрязнение насоса посторонними частичками песка или ила может вызвать еще одну неприятную поломку.

Если вал включенного устройства находился в заклиненном состоянии, а после этого двигатель не включался, возможно, сгорела обмотка статора. Ликвидировать такую неисправность, т.е. перемотать двигатель в домашних условиях непросто. Имеет смысл поручить эту операцию опытным специалистам.

Если обмотка в порядке, а двигатель все же не запускается, проблема может быть в конденсаторе или в состоянии электрокабеля.

С конденсатором все относительно несложно: испорченный элемент демонтируют, а на его место устанавливают новый, исправный. Проверить следует также места контактов электрокабеля с двигателем, а также целостность самого кабеля.

Иногда достаточно контакты просто перепаять. Если имеет место разрыв электрокабеля, нужно определить положение такого разрыва и устранить неисправность. Место ремонта следует дополнительно защитить специальной термоусадочной муфтой.

Но отремонтированный кабель в определенной степени остается “слабым звеном”. Возможно, имеет смысл заменить испорченный кабель новым, цельным проводом.

Во время разборки, ремонтных работ и обратной сборки рекомендуется удерживать двигатель в вертикальном положении, чтобы предотвратить вытекание из него масла.

Иногда проблемы с двигателем у насосов “Водолей” возникают не из-за отсутствия напряжения в сети, а из-за его скачков. Чтобы решить эту проблему следует использовать автотрансформатор или стабилизатор напряжения, включив его в сеть.

Эту меру можно предусмотреть еще на этапе монтажа насоса, чтобы не устранять поломки, вызванные некачественным электропитанием, а предотвратить их.

В результате резкого снижения напряжения в сети может наблюдаться заметное понижение производительности насоса. Как только показатели электросети придут в норму, насос станет работать в полную силу.

Если же этого не произошло, возможно, снижение напора подаваемой в систему воды вызвано не поломками насоса, а неисправностью водоподающей трубы.

В этом случае следует достать насос и внимательно осмотреть трубу, чтобы выявить разрывы и устранить их. Кроме того, необходимо также проверить целостность мест соединения трубы с патрубком насоса, переходником оголовка и т.п.

Читайте также:  Потребление электроэнергии кондиционером на обогрев и охлаждение

Снижение производительности насоса может наблюдаться и в тех случаях, когда забиваются отверстия фильтров.

Простая очистка и промывка фильтров обычно позволяет решить проблему. Если же после очистки фильтров напор в системе не восстановился, следует искать другие неисправности.

Вам может быть интересна другая наша статья об изготовлении фильтра для скважины.

Индикатором, свидетельствующим о наличии проблем с насосом, может стать частое срабатывание УЗО.

Картина выглядит следующим образом: насос включается, работает непродолжительное время, а затем отключается в автоматическом режиме. Такая ситуация свидетельствует о наличии проблем со стабильностью напряжения в сети, или же о том, что устройство забито песком и нуждается в промывке.

Регулярное обслуживание насоса

Правильный уход за насосом “Водолей” позволит свести к минимуму вероятность внезапных поломок. Для этого насос нужно извлечь из скважины, чтобы провести осмотр. Поднимать и опускать насос следует осторожно, чтобы не повредить стены обсадной трубы, а также корпус насоса.

Это трудоемкая процедура, особенно если речь идет о большой глубине погружения, но все же специалисты рекомендуют выполнять диагностический осмотр насоса дважды в год.

Сначала выполняют внешнее визуальное обследование корпуса насоса. Выявляют возможные сколы, трещины, следы коррозии и другие повреждения.

Если этим этапом пренебречь, при разборке насоса повреждения могут стать еще более серьезными. Когда внешние повреждения обнаружены, следует предпринять действия для их устранения, например, зачистить и обработать специальными составами участки, подвергшиеся коррозии.

После этого следует снять крышку моторного отсека. Здесь проверяют, насколько свободно движется вал двигателя. Если его вращение затруднено, необходимо промыть устройство от загрязнений, как это было описано выше.

Во время диагностического осмотра также проверяют состояние подшипника и сальника на предмет износа. При необходимости их сразу же заменяют.

Еще одна важная процедура – замена смазки насоса. При этом следует использовать только те смазочные материалы, которые рекомендованы производителем.

При поломке насоса, находящегося в скважине, эти вещества могут вытечь из корпуса. Попадание в воду посторонних маслянистых примесей может существенно ухудшить ее качество.

Несколько дельных советов

В качестве смазки в насосах “Водолей” используется вазелиновое масло повышенной очистки.

Этот состав используется в фармакологии для изготовления мазей. При этом изготовитель скрывает название фирмы, поставляющей этот продукт.

Всего в двигателе насоса “Водолей” содержится около половины литра вазелинового масла. Но для восстановления смазки лучше обратиться к производителю, чтобы избежать загрязнения скважины техническими маслами. В авторизованных сервисных центрах обычно без проблем оказывают эту услугу.

Если насос “Водолей” предполагается использовать в системе автоматизированного водоснабжения, следует обязательно установить обратный клапан. Устройство не комплектуется этим элементом, его придется купить отдельно.

Рекомендуется отдать предпочтение клапану, снабженному заслонкой из латуни. Такие устройства отличаются повышенной устойчивостью к износу и более длительным сроком эксплуатации.

Если насос будет использован только для полива, нет необходимости покупать и устанавливать обратный клапан. При этом можно перекрывать поступление воды в шланг. Насос в таком случае будет работать на холостом ходу, устройство рассчитано на такие нагрузки.

Если возникла необходимость в замене конденсатора, полезно будет учесть следующую информацию. В насосах “Водолей” используются устройства емкостью 14-80 мкФ, рассчитано на 400 В. Это биполярный сухой конденсатор производства Чехии, диэлектрическая составляющая устройства – полипропилен.

В зависимости от модели или времени изготовления насоса в нем может быть установлен конденсатор фирмы TESLA, AEG, Gidra и т.п. Использовались модели и с проводными контактами, и с лепестковыми.

Все это позволяет сделать вывод, что для насосов “Водолей” подходят аналогичные модели любого производителя, если их характеристики соответствуют указанным техническим требованиям.

Водопроводные трубы в системе автономного водоснабжения обычно используют или полудюймовые или на три четверти дюйма. Но насос или труба, которая подключается к выходному патрубку насоса, должна иметь диаметр не менее одного дюйма.

Эти участки водопровода можно соединить с помощью переходника. При использовании трубы меньшего диаметра можно наблюдать некоторое снижение производительности насоса.

Некоторые мастера-аматоры пытались снизить производительность слишком мощного насоса путем удаления части рабочих колец. Такие действия могут стать фатальными для прибора. Лучше всего изначально подбирать оборудование нужной производительности.

Выводы и полезное видео по теме

Процесс разборки, обратной сборки и ремонта насоса “Водолей” наглядно представлен в следующем видео:

Процедуру ревизии и очистки устройства, отработавшего в скважине 11 лет, можно посмотреть здесь:

Интересный опыт по замене масла в двигателе насоса “Водолей”:

Не стоит разбирать насос, не изучив предварительно его устройство и порядок работ. Результатом могут стать еще более серьезные поломки, чем те, которые самодеятельный мастер пытается исправить.

Внимательность, точные знания и здравый смысл обычно приводят к положительным результатам при ремонте этого надежного и эффективного устройства.

Вы не понаслышке знакомы с неисправностями насоса? Или имеете опыт собственноручного ремонта его отдельных узлов? Напишите, пожалуйста, об этом в комментариях к нашей статье. Многим владельцам “Водолея” могут пригодиьтся ваши рекомендации по устранению поломок.

Разборка и сборка насоса водолей: для чего нужна

Ремонт насосов водолей

Сборка и разборка насоса водолей для его владельца очень ответственный момент. Обычно он возникает при необходимости устранить неполадки, возникшие при работе устройства.
Это особенно важно, когда человек решил самостоятельно определить поломку агрегата и заменить детали получившие дефекты. Как разобрать насос водолей, инструкция по ремонту устройства предлагается в этой статье.

Читайте также:  Оформление потолка своими руками: дизайн от идеи до воплощения

Как устроен насос «Водолей»

Обычный представитель модельного ряда насосов «Водолей» в своем составе имеет две основные конструкционные части:

  • Электродвигатель, состоящий из стартера, ротора и шариковых подшипников, которые работают в масле, что снижает трение узла.
  • Насосное оборудование, включающее рабочее колесо с лопастями.

Прокачка воды в насосном устройстве происходит за счет использования центробежной силы. Рабочий вал, с смонтированными на нем лопатками, вращает электродвигатель.
В металлическом корпусе размещены все составные части. Рабочее колесо начинает вращаться с подачей на электродвигатель питания.
Под действием центробежной силы жидкость, попадающая на лопатки, выбрасывается на боковые стороны рабочей емкости и, под возникающим на нее давлением, попадает в патрубок для выхода воды из насосного устройства.

Устройство насоса Водолей

Как обслуживается насос «Водолей»

Несмотря на то, что насосные устройства «Водолей» могут бесперебойно работать в течение длительного времени, но как и любое техническое оборудование агрегат нуждается в периодическом регламентном обслуживании – один раз в два года, когда можно выявить дефекты элементов, нуждающиеся в устранении.

Порядок проведения регламентных работ

  • Насосное устройство извлекается из скважины.
  • Проводится внешний осмотр агрегата, контролируется отсутствие ржавчины на корпусе.
  • Вручную прокручивается рабочий вал устройства. Его вращение должно быть плавным без заеданий.
  • При необходимости насосное оборудование разбирается и осматривается узел с шарикоподшипниками. Их задача — поддерживать свободное вращение элементов устройства.
  • Проверяется в шарикоподшипниковом узле уровень масла. При необходимости пополняется.
  • Проверяется сальник, который должен пропускать масло, иначе устройство станет работать «насухо» и в итоге может сломаться.

Совет: При внешнем осмотре, и при проверке внутренних элементов, необходимо обращать особое внимание на наличие следов возможного перегрева узлов агрегата.

  • Осматриваются рабочие колеса насоса. Лопасти со временем могут износиться и аппарат потеряет свою мощность. При необходимости рабочие колеса можно заменить.

Как прочистить и выполнить мелкий ремонт оборудования

Совет: Многие модели насосного оборудования изготавливаются без встроенного фильтра, которые предназначены для защиты аппарата от песка и мелких камней, имеющихся в плохо очищенной воде колодца или скважины. Поэтому необходимо чаще выполнять чистку оборудования.

Если насос водолей плохо качает необходимо произвести его внеплановый ремонт.

Совет: При выборе агрегата обязательно необходимо соотносить качество и чистоту в имеющейся скважине или в колодце, с техническим описанием оборудования.

Особенностью насосного устройства «Водолей» является то, что внутри оборудования совсем отсутствуют фильтры, что делает уязвимым такое устройство от засорения его рабочих узлов. Если засорение не повлияло на исправность важных частей, то насос можно отремонтировать своими руками (см. Ремонт насосов погружных: как сделать правильно).
Порядок чистки агрегата состоит в следующем:

  • Насос извлекается из источника.
  • Снимается с оборудования защитная металлическая сетка. Она может фиксироваться разными способами.
    На насосах более раннего периода изготовления сетка крепится двумя винтами. На последних моделях сетка фиксируется зажимом, который поддевается и снимается шлицевой отверткой. На моделях у которых большое сечение дополнительно убирается кабельный канал, в виде металлического желоба.
  • Демонтируется электрический двигатель устройства. Обычно он фиксируется на четырьмя болтами, размеры головок которых 10 мм.
  • Демонтируются пластиковые муфты, предназначенные для передачи вращения вала мотора на рабочие колеса.
  • Выкладываются все детали на чистую горизонтальную поверхность.
  • Торцевым ключом на 12 мм осторожно проворачивается рабочий вал, при этом верхнюю часть оборудования нужно придерживать рукой.
  • После того как вал немного провернется на рабочую часть направляется из шланга струя воды, что промывает насосы водолей, песок извлекается из устройства.
  • Поворачивая вал, промывка водой рабочих узлов продолжается.
  • Если помогла промывка вала, и он начал хорошо вращаться, устройство можно собирать.

Как самостоятельно ремонтировать насос «Водолей»

Совет: Если возникли сложные проблемы в агрегате «Водолей» лучше всего обратиться в сервисный центр. При небольших повреждениях ремонт можно провести самостоятельно.

Порядок работы такой:

  • Устройство извлекается из источника и отключается от электропитания.
  • С большим усилием корпус насоса сжимается в верхней и нижней частях, делая упор на его нижний край.
  • Снимается стопорное кольцо, расположенное в канавке. Сжатие корпуса устройства необходимо для ослабления зажима стопорного кольца.
  • Демонтируются постепенно все рабочие колеса аппарата.
  • Извлекается упорная крышка, где расположен подшипниковый узел.
  • Если возникла необходимость меняются на запчасти для насоса водолей поврежденные элементы оборудования.
  • Монтируются все части насоса в обратной последовательности, контролируя вращение рабочих колес, оно должно быть свободным.

Совет: Полная разборка и сборка оборудования «Водолей» в домашних условиях требует достаточно больших усилий. В специализированных мастерских демонтаж составных узлов выполняется с помощью прессового оборудования.

Как подключить электронасос «Водолей»

После окончания сборки насоса необходимо правильно подключить его в систему водоснабжения. Такие агрегаты автоматически поддерживают нужное давление в системе, которая самостоятельно управляет включение электронасоса по мере уменьшения воды в источнике. На фото показана схема устройства насоса «Водолей» для обеспечения дома водой.

Схема подключения насоса водолей

Используя лишь центробежный насос «Водолей», не только можно поднимать воду из скважины на поверхность, но и обеспечить его экономную работу, поддерживать давление в системе.
Центробежный погружной насос подключается в такой последовательности:

  • Насос опускается в скважину.
  • Подключается к установке для автоматического поддержания давления, посредством обратного клапана.

Совет: Чтобы обеспечить длительную работу насоса, необходимо объем напорного бака выбирать больше 24 литров, что зависит от расхода воды. Подключение установки лучше доверить квалифицированному персоналу.

  • Мембранный бак, реле давления и манометр монтируются вместе посредством соединителя на четыре вывода.
  • Обратный клапан устанавливается на поверхности, чтобы было возможно слить воду и проверить работу электронасоса без автоматической системы.
  • Подвешивается электронасос. При этом его электрический кабель не должен испытывать натяжения.
  • При монтаже водопровода можно использовать стальные, пластиковые трубы или резиновые шланги на хомутах, основное, чтобы была обеспечена герметичность соединений.
Читайте также:  Обустройство прихожей своими руками. Обзор эксклюзивных решений и новинок дизайна 2020 года (150 фото)

Как правильно отремонтировать насос «Водолей», установить его в систему водоснабжения хорошо показывает видео в этой статье. Насосные устройства «Водолей» — надежное и эффективное оборудование, способное качественно работать длительный срок без постороннего вмешательства.

Все самоделки

Самоделки превратили обезьяну в человека

Самостоятельная разборка и ревизия глубинного насоса «Водолей»

У большинства семей живущих в своем доме или на даче есть скважина для водоснабжения, в которой трудится глубинный центробежный насос. Со временем Вы можете заметить, что былого когда то напора уже нет, причин этого может быть несколько, одна из которых засорение, зарастание отложения, солями или илом внутренностей насоса. Поэтому надо произвести разборку — ревизию своими силами.
Устройство насосов разных производителей примерно одинаково, мы будем разбирать самого младшего «Водолея», который работает в скважине более десяти лет.

На видео: Разборка глубинного насоса «Водолей»

Пункт 1. Инструменты.

1. Отвертка, пассатижи, ключ на 10.
2. Обязательно — Пресс или гидравлический домкрат.

Пункт 2. Разборка.

Сначала, посредине корпуса выкручиваем два болтика, под плоскую отвертку, после чего можно снять решетку фильтра грубой очистки.


Получаем доступ к четырем болтам под ключ на 10, они расположены по кругу, выкручиваем их.


Теперь можно рассоединять глубинный насос на две половины, насос и мотор.

Внутри видим две пластиковые соединительные муфты, они легко снимаются.

Снимаем муфту мотора и видим или не видим проступившую наружу смазку. Наличие смазки говорит о том, что сальник уже износился и его надо заменить на новый.

С насосной половины снимая муфту можно сразу вынуть ось крыльчатки и вставить её обратно, без полной разборки насоса, уже не получится, внутри сместятся две опорные шайбы. Поэтому, если не планируете полностью разбирать насос, то и ось не надо трогать, переворачивать корпус, может сама выпасть.

Если решили продолжить разборку, тогда Вам в обязательном порядке потребуется пресс или его самодельный аналог из гидравлического домкрата.

Устанавливаем корпус насоса под пресс, на деревянные подкладки, для дополнительной безопасности, стопорным кольцом вверх.

Понемногу прессуем и сжимаем пассатижами стопорное кольцо, пока усики полностью не сойдутся, тогда начинаем стравливать домкрат и кольцо с заглушкой пойдет вверх, выходить.


Осторожно! — Не перестарайтесь с прессованием, чтобы латунное тело заглушки не сломалось.

Все, «рассухарили» стопор.

Вынимаем внутренности из корпуса.

А вот и те самые шайбы, которые спадают с оси при ее вынимании.

В этой младшей модели «Водолея» всего четыре секции, вынимаем и разбираем каждую для осмотра и очистки.

Пункт 3. Чистка насоса.

Возьмем отрезок жесткой тонкой проволоки, например от сварочного полуавтомата, сложим пополам, изогнем по форме канала крыльчатки. Как шомполом, чистим каналы между лопастями.

В зависимости от качества воды, в конкретно взятой местности, будут накапливаться соответствующие отложения, в моем случае это ржавчина.

Произведем механическую чистку каждой секции.

Затем можно применить кислотную ванну.


И сразу щелочную ванну (пищевая сода), для нейтрализации кислоты.


Протираем все ветошью.

Пункт 4. Сборка насоса.

Произведём сборку в обратной последовательности, не забываем про шайбы.


Не путаем расположение крыльчатки.


Последней ставится заглушка.

Далее надо быть очень внимательным, чтобы ось не сдвинулась наружу и не спали опорные шайбы внутри, иначе придется опять все разбирать.
Устанавливаем стопорное кольцо и сжимаем пассатижами усики.

Опускаем заглушку на место, пока кольцо немного не спрячется в корпус.

Далее снова прессуем до полного защелкивания кольца в паз.

Внимательно оцениваем, как все получилось, чтобы потом насос не отпал в скважину.

Теперь можно все собрать окончательно или сперва заглянем внутрь мотора и узнаем сколько там воды в масле.

Пункт 5. Проверка мотора.

На этом образце глубинника, при малейшем прикосновении отверткой к болтам, у половины из них сразу отваливаются шляпки, о причине случившегося могу только предположить, что они были кем-то перетянуты или медь из которой они сделаны (что скорее всего!) плохого качества (горячее порошковое прессование).

Получается, что в любой момент, мотор мог разгерметизироваться и погибнуть, вылив в скважину стакан масла.

Тоже самое произошло с болтами решетки-фильтра, из скважины насос был вынут уже без одного из двух.

Вскрываем крышку мотора, на ней есть резиновая груша для компенсации перепадов температуры и давления.

Внутри сразу становится видно, есть капли воды или нет, у меня висят капли на корпусе и резине крышки.

Сливаем масло в чистую банку и даем время отстояться.

Самое время просушить мотор, для этого применяют сушильную камеру или можно подать регулируемое напряжение на обмотки, чем вызвать контролируемый нагрев и испарение влаги. После чего желательно заменить сальник и собираем все в обратном порядке.

Пункт 6. Сборка мотора.

Заливаем обратно масло.

Остаток с водой не доливаем.

Устанавливаем крышку.

Новые болтики смазываем герметиком, чтобы не выкручивались сами.

Пункт 7. Сборка глубинника.

Соединяем насос с двигателем и закручиваем четыре болта.

Удаляем, если есть, заломы болтов.

Устанавливаем решетку и новые болты с герметиком на место.

Все готово, можно опускать в скважину.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Сборка И Разборка Насоса Водолей Самостоятельно

Схематическое фото подключения конструкции

Насосы «Водолей» занимают лидирующую позицию среди разнообразных насосных станций. Это объясняется их универсальной конструкцией и отменными техническими характеристиками.

Читайте также:  Потолок в прихожей — 100 фото как оформить потолок и сочетать его в интерьере

Насосы достаточно легко поддаются разборке и сборки, что позволяет произвести их ремонт своими руками.

Конструкция насосов

Для того, чтобы сборка и разборка насоса «Водолей» производилась максимально качественно, необходимо предварительно разобраться в его конструкции. Она напрямую зависит от особенностей строения насосной станции.

Конструкция насосного оборудования

Схема подключения насоса водолей является достаточно простой. Это значительно облегчает процесс сборки и разборки оборудования.

Особенности разборки оборудования

Как разобрать насос водолей, инструкция

Разборка насоса Водолей производится в том случае, если возникает необходимость в проверке состояния всех деталей и узлов.

Разборку насосов разделяют на частичную и полную:

  • Если производится частичная разборка насосного оборудования, то выполняется его отсоединение от электрического двигателя.
  • Полная разборка заключается в демонтаже двигателя или насоса или обеих частей установки сразу.
  • После отсоединения двигателя от насоса демонтируется задняя крышка мотора.
  • Следующим этапом является извлечение ротора из статора.

Обратите внимание! Для отсоединения рабочего колеса насоса используется специальная головка на 17.

  • После чего необходимо снять сальник с вала ротора, который находится под рабочим колесом.
  • Далее необходимо выбить ротор с подшипником.
  • Следующим этапом является снятие подшипника.

На этом разборка насосного оборудования заканчивается.

Техническое обслуживание насоса

После разборки насосного оборудования необходимо произвести осмотр его состояния

При разборке насоса можно обнаружить песок, который мешает ему полноценно работать.

Во время разборки насоса производится проверка промежуточного расстояния между такими частями насоса, как:

  • Промежуточный и верхний подшипник.
  • Втулки и вала.
  • Подшипники и основание.

Совет. Расстояние между этими частями должно быть не более 0,15 миллиметров. В противном случае необходимо подтянуть указанные части плотнее друг к другу.

Техническое обслуживание насосов Водолей заключается в смазывании таких частей, как:

  • Резино-металлический подшипник.
  • Уполотнительные кольца.

Если во время разборки насоса вы заметили износ элемента подшипника, то необходимо произвести его замену.

Особенности ремонта насосов

Действия, с помощью которых производится ремонт насосов водолей, напрямую зависят от причин поломки

Бывает, что отсутствует работа двигателя.

Наиболее часто наблюдаются поломки:

  • Выход предохранителя из строя (производится прочистка оборудования).
  • Отсутствие напряжения питания (проверка электрической системы и подключения насоса).
  • Заклинивание рабочего колеса (проворачивание крыльчатки вентилятора).

Внимание! Перед тем, как производить ремонт насоса водолей своими руками, с него сливается вода, и снимаются все дополнительные устройства.

Частые неполадки и рекомендации

Если вы заметили отсутствие воды в насосе или засорение клапана, то необходимо произвести прочистку клапана и залить воду в насос

  • При малом количестве оборотов мотора и снижении напряжения электросети, необходимо произвести ее регулировку.
  • Если наблюдается неисправность гидрофора, тогда производится замена диффузора.
  • Насос Водолей плохо качает: это может говорить о засорении подающего или всасывающего трубопровода. Для устранения неполадки производится отключение трубопровода от насосной станции и его прочистка методом продувки.
  • При попадании воздуха во всасывающий патрубок также может наблюдаться плохая работа двигателя. Это требует устранения всех зазоров в трубопроводах. Для исключения подобных проблем необходимо устанавливать механизм под небольшим уклоном, чтобы он был направлено в сторону забора воды.
  • При эксплуатации насоса водолей может производиться засор насоса, трубопровода и захватывание воздуха. В этом случае производится прочищение трубопроводов и насоса, устранение зазоров, устранение небольшого подсоса воздуха.
  • Если в насосе наблюдается повреждение мембраны, то необходимо произвести ее замену. Открытие обратного клапана ремонтируется методом устранения постороннего предмета, которым он забит.

При возникновении сложностей во время проведения ремонта насоса вы можете посмотреть видео в этой статье. Выполнить ремонт насоса совсем несложно, для этого необходимо всего лишь изучить особенности его строения и методы устранения причин.

Особенности сборки насоса

Сборка насосной станции водолей должна производиться максимально ответственно

Перед тем как произвести сборку, необходимо максимально ответственно подойти к осмотру уплотнительных колец:

  • если на них имеются малейшие повреждения, то кольца необходимо в обязательном порядке заменить.
  • при сборке насосного оборудования изначально производится установка сальника и нового подшипника на ротор.
  • далее сальник необходимо надеть на рабочее колесо. Рабочее колесо необходимо присоединить к насосу.
  • затем ротор надевается на стартер. Заключительным этапом сборки является установка его задней крышки.
  • При сборке насоса необходимо быть максимально аккуратным. Все части должны точно попадать в пазы, что значительно увеличит качество сборки.
  • При сборке насосного оборудования необходимо использовать специальные инструменты, с помощью которых производится закручивание шурупов.

Насосы Водолей характеризуются достаточно простой конструкцией. Это позволяет производить ремонт и сборку оборудования самостоятельно. А для детальной информации рекомендуем посмотреть видео в этой статье.

Ремонт вибрационного погружного насоса типа Малыш, Водолей, Ручеек, Нептун, Каштан – своими руками

У огородников и дачников очень популярны погружные вибрационные насосы типа «Малыш», и другие модификации, работающие по такому-же принципу. Они недорого стоят, производительны, создают достаточно большое давление и обладают большой прокачиваемостью (т.е. могут подавать воду на достаточно большое расстояние). Но, к сожалению, эти насосы не очень надежны. Причем их поломки весьма разнообразны. Где клапана прохудятся, где тяга оборвется, проблемы с обмоткой насоса, силовым магнитом, короткое замыкание или обрыв. Встречается довольно много и простых неисправностей, которые легко устраняются, но после ремонта, например замене резиновых клапанов, насос не качает или качает очень слабо. Здесь нужно еще правильно отрегулировать и собрать насос. Чтобы понять, как правильно отрегулировать насос – рассмотроим принцип работы и важные моменты правильной регулировки.

Принцип работы и конструкция

Вибрационные погружные насосы относятся к насосам инерционного типа. Работа инерционных насосов основана на возбуждении в жидкости колебательных процессов, способствующих ее движению.

Читайте также:  Ремонт кухни: фото, рекомендации, советы

Конструкция всех вибрационных насосов однотипна. Насос состоит из электромагнита, вибратора и корпуса насоса.

Электромагнит состоит из П-образного сердечника, собранного из листовой электротехнической стали и двух катушек, намотанных эмалированным медным проводом.

Сердечник с катушками устанавливается в корпус и заливается эпоксидным компаундом. Компаунд служит для закрепления сердечника с катушками в корпусе, служит изоляционным материалом и обеспечивает отвод тепла от катушек к корпусу, через который происходит их охлаждение.

Компаунд готовится из эпоксидной смолы, пластификатора, отвердителя и кварцевого песка, улучшающего теплопроводность.

Вибратор состоит из якоря с запрессованным в нем штоком. На штоке установлена резиновая пружина, называемая амортизатором. От качества изготовления амортизатора зависят параметры насоса, его экономичность.

В конструкции «Ручейка» и «Малыша» применяются амортизаторы только из натурального каучука, который подвергается вулканизации в течение длительного времени. Это обеспечивает стабильные параметры насоса.

Резиновая диафрагма, установленная на соответствующем расстоянии от амортизатора через дистанционную муфту, служит дополнительной опорой штоку и обеспечивает его направление. Диафрагма также разделяет электрическую и гидравлическую камеру, находящуюся под давлением. Упор обеспечивает сжатие и фиксацию диафрагмы в корпусе насоса.
На конце штока закреплен резиновый поршень.

И наконец, последний узел – это корпус насоса с установленным в нем клапаном, перекрывающим входные отверстия. Между клапаном и корпусом также имеется зазор 0,6-0,8 мм, что обеспечивает свободное вытекание жидкости при отсутствии давления.

Клапан также изготавливается из высококачественной резины. Он является самым уязвимым элементом в насосе и в первую очередь выходит из строя.

Вибрационный насос отлично подходит для систем полива, построение которых рассматривалось ранее.

Как же работает вибрационный насос?

При включении насоса в электрическую сеть с частотой тока 50 Гц якорь притягивается к магниту. При перемагничивании полюсов каждые полпериода амортизатор откидывает якорь обратно. Т е., за один период токовой волны, для тех, кто знает электротехнику, якорь притягивается 2 раза. Соответственно в секунду при частоте 50 Гц якорь притягивается 100 раз. С такой же частотой вибрирует поршень, расположенный на одном штоке с якорем.

Объем в корпусе насоса, ограниченный поршнем и клапаном, образует гидравлическую камеру. Так как вода, перекачиваемая насосами, является двухкомпонентной смесью, содержащей растворенный и нерастворенный воздух, то она обладает некоторой упругостью – пружинит при механическом воздействии, что и происходит в гидравлической камере при колебании поршня.

Вода как пружина сжимается и разжимается и ее излишки выталкиваются в напорный патрубок – таким образом насос перекачивает воду. При этом клапан обеспечивает впуск воды и ограничивает выход воды через всасывающие отверстия.

Модификации насосов

Насос «Ручеек» производства ОАО «Ливгидромаш» имеет классическую компоновку, т.е. всасывающие отверстия расположены сверху, а электропривод расположен снизу. Такая конструкция имеет лучшее охлаждение, исключает захват примесей со дна. Насос может длительное время работать в погруженном состоянии с открытыми на воздух всасывающими отверстиями.

В таком состоянии согласно международных стандартов насос должен отработать 7 часов. Насосы с верхним расположением всасывающих отверстий выдерживают такие испытания.

В критических случаях все же стоит приобретать насосы с термореле, которое будет отключать насос при перегреве. Перегрев может произойти в ограниченном объеме или когда напряжение повышается сверх допустимого. Насос с термореле будет стоить дороже.

Бавленский завод «Электродвигатель» удовлетворяя спрос разборчивых потребителей, освоил выпуск насосов «Малыш» в нескольких исполнениях:
-«Малыш» и «Малыш К» – с нижним расположением всасывающих отверстий (К- с термореле);
-«Малыш М» – с верхним расположением всасывающих отверстий;
-«Малыш-3» – допускает использование в 3-х дюймовых скважинах, т.е. скважинах, оборудованных обсадной трубы с внутренним диаметром 80 мм.
Насосы с нижним расположением всасывающих отверстий желательно приобретать с термореле. В противном случае их нельзя оставлять без присмотра. Бытующее мнение о преимуществе насосов с нижним забором воды в том, что они могут качать воду из более мелкого водоема – спорное. Насос с верхним забором воды можно расположить горизонтально и он будет прекрасно работать.

Насосы в обязательном порядке комплектуются капроновым тросом для монтажа и закрепления насоса. Капроновый трос не является токопроводящим и исключает поражение током в случае пробоя изоляции. Применение стального троса для закрепления приводит к перетиранию проушин в корпусе насоса.

Хотя отечественные насосы и выпускаются по II классу защиты от поражения электрическим током ( – знак II класса) и прочность изоляции проверяется напряжением 3750 В – лучше не касаться включенного в сеть электронасоса и не испытывать судьбу.

Если проводка оборудована заземлением, то лучше приобретать насосы по 1 классу защиты, т.е. с евровилкой. Но такие насосы также стоят дороже.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на подделки, когда насос укомплектован евровилкой, а провод двухжильный, да еще сечением 2х0,5мм, вместо минимально допустимого по международному стандарту 2х0,75 мм.

Не стоит комплектовать насосы шлангами с внутренним проходом менее 19 мм (3/4). Это приводит к перегрузке насоса и потере производительности.

Информация по параметрам вибрационных насосов разных производителей, указанная на табличках и в рекламе, очень противоречива.

На большинстве отечественных насосов маркируется номинальный напор 40 м при номинальной подаче -0,12 л/с (или 0,43 м3/ч ).

На импортных (китайских) насосах маркируется максимальный напор от 60 до 80 м. Это напор при полностью перекрытой подаче. Фактически все эти насосы при напоре 40 м качают гораздо меньше, чем насосы «Ручеек» или «Малыш».

Максимальная подача, определяемая при работе вибрационных насосов без напора, в зависимости от регулировки колеблется от 1 до 1,5 м3/ч.

Читайте также:  Обустройство дымохода бани: монтаж труб своими руками

Мощность, потребляемая насосами, указана в пределах от 180 до 300 Вт. Фактически насосы, отрегулированные на номинальные параметры, потребляют мощность от 190 до 220 Вт в диапазоне по напору от 1 до 40 м. При повышении напряжения увеличивается производительность, ток и мощность. При снижении напряжения до 200 В производительность снижается на 25%. Таким образом, вибрационные насосы могут работать при колебаниях напряжения, свойственных сельской местности и загородным территориям.

Глубина погружения, указанная в маркировке , означает на какой уровень под слой воды может погружаться насос, в данном случае – 3 м.

Хотя оболочка насоса выдерживает значительно большее давление, остановились на 3-х метрах. Для бавленских «Малышей» и ливенских «Ручейков» этого достаточно. Если насос утопить глубже (до 5-7 метров) – проблем не будет.

Наиболее частые поломки и способы их устранения

Во время не долгой работы без погружения в воду насос нагревается и алюминиевый корпус расширяется не пропорционально компаунду (эпоксидной заливке магнита) и в виду отсутствия пластичности у последнего происходит отслоение заливки от корпуса насоса. ситуацию сильно усугубляет повышение вибрации при работе без воды вообще ( во время откачки досуха.. как результат полное отслоение магнита и отсутствие зазора между вибро поршнем и магнитом-отсутствие перемещения поршня.

Лечение просто до нельзя. его исполнили в условиях автосервиса по случаю нахождения там

– первым делом отделяем электрическую часть (разбираем вибрационный насос) постукиванием молоточком по корпусу убеждаемся в отсутствии крепления(по звуку сразу чувствуется не монолитность содержимого) магнита.. вынимаем его из корпуса, делаем на нем продольные и поперечные канавки маленькой болгаркой( глубиной менее 2-х миллиметров) такие канавки делаем внутри корпуса в хаотическом порядке далее обмазываем тонким слоем “стекольного” герметика ( тот которым вклеивают стекла в иномарки) -он очень прочный и сильный -обычным герметикам до него как до луны !! и запресовываем в корпус магнит с помощью пресса с усилием около 250-300 кило-(с меньшим не втолкнуть из за вязкости герметика) допускаю что вместо герметика можно использовать какой нибудь клеевой состав но я был на сервисе авто

выдерживаем до застывания и собираем в обратном порядке..

– Первое, самое главное, при исправном клапане и поршне, это зазор между электромагнитами катушек и поршнем, зазор должен составлять 4-5 мм. Если зазор меньше, катушки будут разбиваться, если больше мотор будет перегреваться. Его вычисляют, как разницу между глубиной утопления железа катушек в корпусе и величиной выступа железа поршня над прорезиненным фланцем-пружиной.

– Второе клапан должен свободно играть на стойке, если попробовать подуть со стороны забора воды, воздух должен беспрепятственно проходить в обе стороны. На клапане не должно быть повреждений! Желательно снаружи расконтрогаить стойку двумя гайками. На этом с клапаном закончим.

– Третье, это поршень. Он также должен быть без механических повреждений, и искажений формы, и быть довольно эластичным. Гайку которой он фиксируется на втулке, расклепать.

Все это у нас оказалось вери гуд, и затаился вопрос, почему гудит, а не качает? Оказалось – внутри блока поршня, его втулка (на которой сидит и поршень, и часть железа электромагнита) прикручивается гайкой к прорезиненному фланцу (типа мембране-пружине), и расконтрагаивается другой гайкой. Так вот эти обе гайки полностью раскрутились (((. Для того чтобы это увидеть надо было всего навсего разобрать этот блок, сняв поршень, сняв шайбы регулировки зазора, снять упорное кольцо и стащить резиновую мембрану ( со стороны поршня!). Под ней открывался вид на это безобразие. Сняв алюминиевый цилиндр, намертво зажимаем втулку поршня к прорезиненному фланцу-пружине, расконтрагаиваем, и собираем все назад. Меряем зазор, если выходит за пределы 4-5 мм, то на этой втулке есть шайбы, толщиной 0.5 мм, добавляя или удаляя их с одной из сторон, мы можем менять зазор в любую сторону.

Собираем наше счастье, особое внимание следует обратить на правильность установки крышки – трубка по которой из мотора выходит вода должна быть с той же стороны что и отверстие на прорезиненном фланце-пружине ))). Стягиваем, точнее скручиваем (собираем) наше чудо, и проверяем. Если струя бьет не менее метра (погрузив мотор в полное ведро с водой, и включив в сеть) – то все ок! Если нет – разбираем, проверяем все по новой..

Немного из большого личного опыта: о настройке магнитной системы товарищ сверху сказал правильно, зазор 4-5 мм. проверяется штангелем, шток глубиномера в торец катушек, и на привалочную поверхность. затем то же самое на подвижной системе, шток глубиномера на резину, но не давить, и на торец ярма якоря. по поршню: выставлять его нужно так, шток глубиномера к кромке касания поршня, торец на одно из четырех плеч. собираем подвижную систему, стакан, резину, кольцо с четырьмя ушками, это кольцо держим максимально ровно без перекосов и нажимов, шток глубиномера в него, торец к краю поршня, данные должны сойтись с корпусом.

И в конце концов, заключительный узел – это корпус насоса с установленным в нем клапаном, перекрывающим входные отверстия. Меж клапаном и корпусом также имеется зазор 0,6-0,8 мм, что обеспечивает свободное вытекание воды при неимении давления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: